Примерное время чтения: 9 минут
1646

50-летие отметила нефтеперекачивающая станция «Нижнеудинск»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 36. «АиФ в Восточной Сибири» 03/09/2014
НПС «Нижнеудинск»
НПС «Нижнеудинск» Из личного архива

2014 год для нефтепроводной отрасли страны - знаковый. 50 лет назад Восточная Сибирь впервые приняла нефть с западносибирских месторождений. Транссибирская магистраль, протяжённостью 2330 километров с нефтеперекачивающими станциями: Омской, Барабинской, Сокурской, Каштанской, Рыбинской, стала связующим звеном между нефтеносными месторождениями Западной Сибири и самой крайней точкой нефтепроводной системы страны того времени - Ангарском.

2 октября 1964 года в 15 часов по местному времени нефть пришла в этот небольшой сибирский город. Углеводородное сырьё предназначалось для Ангарского нефтеперерабатывающего завода. Часть объёма нефти отгружалась в цистерны и отправлялась по железной дороге в сторону Дальнего Востока.

На смену громоздкому оборудованию и телогрейкам пришли компьютеры и современна спецодежда. Фото: Из личного архива

Начало истории

Среди станций, что приняли тогда первую нефть, была ещё одна - единственная, расположившаяся в Иркутской области, - НПС «Нижнеудинск».

- Когда появилась НПС «Нижнеудинск», не было даже Иркутского нефтепроводного управления,- рассказывает начальник НПС «Нижнеудинск» Евгений Башканов, - оно появилось позже - в 1972 году. Поэтому можно совершенно уверенно говорить, что отрасль в регионе была предварена как раз нашей станцией.

Фото: Из личного архива

В 1964-м в Нижнеудинск ехали со всей Сибири. Маленький город на Уде стал второй родиной для нефтяников и их семей. Станцию после строительства благоустраивали всем коллективом.

- Когда мы зашли после строителей, - рассказывает ветеран НПС «Нижнеудинск» бухгалтер Валентина Башканова, - по станции было невозможно пройти без сапог. Это сейчас везде плиты лежат, а тогда, чтобы дойти до соседнего здания, расположенного в двухстах метрах от нашего, нужны были резиновые сапоги. У нас в бухгалтерии непременно пара стояла.

Вспоминает Валентина Ивановна и другие моменты первого производственного процесса: на операторов, ведущих учёт прокачанной нефти, и на бухгалтеров были один арифмометр - аналог калькулятора и одни счёты.

Фото: Из личного архива

Несмотря на все трудности рабочего быта, коллектив, одну за другой завоёвывал производственные победы. Самой главной из них всегда был выполненный план годовой перекачки нефти. Знаменательность события можно представить уже только по тому, как мечтал каждый сотрудник оказаться на работе в новогоднюю смену. Ведь именно тогда, в 12.00 полуночи, Главнефтеснаб РСФСР принимал сведения из всех уголков страны. Не прекращалась битва коллектива и за победное трудовое знамя. Оно становилось наградой за выполненный план перекачки нефти, активную профсоюзную работу, коллективную самодеятельность. Ещё одной заботой простого советского нефтепроводчика было исполнение всесоюзной продовольственной программы: забота о колхозном подшефном хозяйстве, выезд на уборку свёклы, картофеля, кормов.

Такой режим работы, определяемый в том числе и пятилетним планом всей страны, не оставлял времени на мысли о трудностях. Но совершенно без сожалений воспринимая и тогда, и теперь всё это, как нужную любому человеку закалку вспоминают ветераны «Нижнеудинска» о тех временах. Ветеран Анатолий Кашелупов, проработавший энергетиком на станции не один десяток лет, любит рассказывать, как работали инженеры предыдущего поколения:

- Когда станцию построили, на территории имелись лишь: одна насосная станция, старенькая котельная, здание конторы и небольшой гараж. Управление технологическим процессом было совершенно другим. Схемы управления сейчас микропроцессорные, не требуют постоянного присутствия людей, а тогда были логические - человек всё контролировал руками.

Точно так же - руками и ногами контролировали весь нефтепровод. В подтверждение начальник станции Евгений Башканов показывает большие станционные фотоальбомы:

- По трассе располагались контрольные пункты. Измерительные манометры стояли в колодцах; телемеханики, когда оператор на расстоянии всё видит, понятное дело, ещё не существовало. У обходчика - семья, хозяйство и закреплённый за ним участок трассы нефтепровода - примерно 30 километров. И вот запряг он коня в телегу, приехал, снял показания манометров, передал оператору и пошёл потом траву косить.

Фото: Из личного архива

Самые тяжёлые трудовые будни были у тех, кто работал на трассе, - у сварщиков, водителей, линейных трубопроводчиков. Побывавший на своём веку и линтрубом, и экскаваторщиком, ветеран Евгений Михайлович Тигунцев вспоминает то, о чём современные нефтепроводчики и помыслить бы не смогли: как на автомобильные баллоны ставили заплаты на болты. А из спецтехники того времени имели лишь один трактор С 80, трубоукладчик, две машины - ГАЗ-51 и ЗИЛ 157.

- Чтобы зимой в такой машине не замёрзнуть, - делится Евгений Михайлович, - приходилось на телогрейку сверху тулуп натягивать, потому что всё насквозь продувало. Когда мы на трассе работали, то нашим главным инструментарием были не современные машинки для резки труб и сварочные комплексы, а кувалда, кирка, лопата и ручные насосы, которые постоянно ломались. Герметизацию же трубы во время ремонта делали… глиной. Катали сотни колобков и укладывали в трубе слоями. Протяжённость такого «герметизатора» составляла порой два метра.

Технологический прорыв

Главные перемены, которые случились в жизни станции, свершались последние 15 лет. Год за годом менялся уровень технологического развития. Одна за другой шли реконструкции. Развитие нефтепроводной отрасли страны отражалось и в жизни станции.

Фото: Из личного архива

В первые годы эксплуатации мощность нефтепровода Омск - Иркутск составляла 12 миллионов тонн нефти в год. Когда ввели вторую нить - нефтепровод от Красноярска, мощность увеличилась до 17 миллионов. Но потенциальная возможность НПС «Нижнеудинск»- 24 миллиона тонн.

В 2006 году станция наравне с нефтеперекачивающими станциями «Замзор», «Тайшет», «Кимельтей» и «Тулун», поэтапно вводимыми в 70 годы прошлого века, вошла в состав ООО «Транс-
нефть - Восток» - дочернего общества крупнейшей трубопроводной российской компании «Транснефть». Общество, принявшее на себя эксплуатацию первой очереди нефтепровода Восточная Сибирь - Тихий океан, приняло и эти пять станций. А коллектив, который сложился на опытной пятерке, стал настоящей подмогой нефтепроводчикам, ехавшим в 2006 году на стройку и последующую эксплуатацию магистрального нефтепровода ВСТО.

- Тогда «Нижнеудинск» был в авангарде этой кузницы кадров, - рассказывает заместитель начальника станции Игорь Шишкунов. - Дело в том, что на нашей НПС представлена вся технологическая цепочка процесса перекачки нефти: мощные насосные, высокотехнологичное энергооборудование, камеры приёма и пуска средств очистки и диагностики нефтепровода, резервуарный парк, вмещающий девяносто тысяч кубометров нефти.

Центр социальной ответственности

За 50 лет своей производственной жизни НПС «Нижне-удинск» не утратила статус предприятия развивающегося и стабильного. Более того, как и в прежние времена, сохранила за собой славу предприятия социально ориентированного.

- Мы считаем нефтепроводчиков социальными партнёрами, - говорит начальник управления образования Нижнеудинского района Инна Иванова, - и головное предприятие «Транснефть - Восток», и структурное подразделение НПС «Нижне-удинск» неоднократно оказывали помощь: помогли оборудовать компьютерами дошкольные учреждения. В спортивную школу купили снаряжение для нового в нашем городе и районе вида спорта - пауэрлифтинга, в средней школе № 48 оплатили замену окон.

Фото: Из личного архива

Помогали нефтепроводчики и Нижнеудинской медицине: закупили мебель для центральной районной больницы, передали специализированное оборудование для стоматологической поликлиники.

Мы стараемся по мере возможности помогать городу и району, - подытоживает Евгений Башканов, - здесь растут наши дети. За 50 лет станция очень прочно вросла в городскую среду и не только успешными экономическими показателями. У нас очень прочный и слаженный коллектив, мы с лёгкостью подхватываем общественные инициативы. Недавно приняли участие во Всероссийском экологическом субботнике «Зелёная Россия». Вышли все вместе на уборку берега нашей реки Уды. Но при всей богатой социальной деятельности, мы помним о том, что наша главная задача - перекачивать нефть. Равно так же, как это делают наши коллеги по всей России. Все те, кто работают в системе компании «Транснефть».

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ-5 читаемых

Самое интересное в регионах