Забайкальские специалисты обратили внимание участников форума на основные точки роста, от которых, как полагают они, зависит развитие края. Это в первую очередь и газификация, и строительство скоростной магистрали, и развитие горно-металлургического кластера. Правительство РФ сегодня уделяет много внимания развитию Сибири и Дальнего Востока, поэтому Красноярский форум важен для нас, забайкальцев, в плане поиска потенциальных инвесторов.
Созданию забайкальского горно-металлургического кластера уделили на форуме особое внимание. Проект основан на соглашениях с ОАО ГМК «Норильский никель» и кроме строительства горно-обогатительных предприятий включает развитие транспортной сети вплоть до организации авиарейсов по маршруту «Чита - Газимурский Завод - Чита».
Не менее масштабным является проект скоростной железнодорожной магистрали из Маньчжурии до туристической зоны «Байкальская гавань», концепция которой разработана в нашем регионе. Протяженность дороги - около 800 километров, предположительная стоимость проекта - 570 миллиардов рублей. При этом воплощение данного проекта, несомненно, потребует серьёзной работы с инвесторами.
По задумке авторов концепции, дорога соединит Маньчжурию с селом Турка в Бурятии и даст возможность развитию туризма в регионе.
Эти и другие проекты, представленные делегацией Забайкалья, вызвали живой интерес участников форума.
- Мы даже не ожидали, что будет такое внимание, - отметила Елена Реутская, заместитель гендиректора фонда инвестиционного развития Забайкальского края. - Удалось установить контакты с некоторыми соседними регионами. Наша делегация в рабочем режиме провела ряд встреч с заинтересованными людьми.
За словами ждём конкретных дел
Можно сколько угодно говорить о внутрирегиональных перевозках, скоростных трассах и прочих некоммерческих проектах, но будет ли это способствовать привлечению дополнительных денег в регион - еще вопрос.
- Конечно, нужно участвовать в подобных мероприятиях, максимально представлять наш регион везде, где это возможно, улучшать его имидж, - считает Евгений Касьянов, профессор экономики. - Но не думаю, что тот или иной форум сможет решить вопросы инвестиций. Такие вопросы решаются при детальном изучении сложившихся социально-экономических условий.
Очень многое, отмечает Евгений Юрьевич, зависит от того, какова в регионе логистическая структура, каковы цены на энергоносители. Нужно учитывать транспортную доступность региона, наличие в нем и квалифицированной рабочей силы.
Можно сколько угодно говорить о горно-металлургическом кластере, но пока в регионе нет ни одного перерабатывающего завода, в нем нет и металлургической отрасли. Можно столь же долго мечтать о развитии туризма, но остается вопрос, окупится ли скоростная трасса Маньчжурия - «Байкальская гавань» при таком потоке туристов, как сегодня?
Получается, решать вопросы развития региона следует в комплексе. Предлагая проекты инвесторам, нужно быть уверенным, что в регионе есть условия для их реализации.