240

Большая вода. Спектакль о наводнении в Тулуне поставили в Иркутске

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 21. АиФ в Восточной Сибири 26/05/2021
Анна Садовникова / АиФ

Иркутский режиссёр-хореограф Мария Яшникова-Ткаченко поставила документальный спектакль «Большая вода» в память о страшном наводнении-2019. Это история беды, мужества и надежды на лучшее. В её основу легли реальные воспоминания пострадавших людей.

Темно, на сцене никого, виднеется только декорация «призрачного», будто бы затопленного дома. Из звуков лишь льющаяся вода. С первых минут зрители находятся в напряжении и ждут начала. И вот, пока артистов ещё не видно, слышатся первые слова – люди на аудиозаписи рассказывают о своих историях режиссёру спектакля. Вслед за звуками, на сцене начинается небольшое движение – появляются актёры. Они начинают танцевать и говорить. Все, что артисты произносят со сцены, прямая речь самих тулунчан

- 28 июня мы пошли в отпуск: я пошёл и она. Хотели на море съездить, отдохнуть. А море пришло само, - говорят герои спектакля.

Голосами актеров

Эту постановку режиссёр Мария Яшникова-Ткаченко придумала в 2020 году. Ей хотелось создать что-то совершенно новое, при этом известное и понятное всем. Когда началась работа над спектаклем, Марии и её команде пришлось очень много работать. Чего стоили одни только поездки в Тулун, где команда собирала воспоминания местных жителей.

- Мы ставили документальный спектакль, поэтому нам важно было получить реальные истории. Мне не хотелось, чтобы на сцене была выдумка, как это бывает с художественными текстами. Ведь события были совсем недавно, и очень многие с ними связаны: кто-то помогал деньгами, кто-то одеждой, книгами, кто-то приехал сам. Мы шли именно за правдой, поэтому собирали только реальные истории, - делится Мария.

В спектакль вошли 9 личных историй, из 13 собранных. Имён рассказчиков постановщики, конечно же, не раскрывают. Однако приглашают пережить трагедию вместе с ними: учителем, бурильщиком, меценатом, сотрудницей музея, волонтёром, спасателем. Все эти люди рассказывают свои истории голосами актёров. Движения танца лишь усиливают эффект от слов.

Вся пьеса неразрывно связана с водой: ею обливают актёров, её звук слышался со сцены. Вода, как символ, и лейтмотив всей постановки. Актриса Валерия Наумова после спектакля вышла за кулисы в полностью мокром платье.

- У меня была роль спасателя, который всё восстанавливает и убирается, поэтому мне вода не была неприятна, - с улыбкой делится Валерия. - А вот нашей актрисе Екатерине, на которую сверху выливали полный таз воды, было тяжело. И не только потому, что на неё вылили холодную воду, а потому что её роль была печальной. Она олицетворяла всех людей, на головы которых хлынула «большая вода».

Девушка также признаётся, работать над постановкой ей было тяжело.

- Не сложно танцевать, нет, - говорит актриса. - Сложнее добавить в движения смысл и эмоции, потому что в процессе ты осознаёшь, что трагедию пережили живые люди. Это не просто выдуманная история, это реальная жизнь. Причём, когда делаешь свой номер, всё идёт постепенно: сначала учишь движения, потом впускаешь в них смысл и эмоцию. А когда смотришь номера коллег, то у тебя и слёзы, и мурашки

Коллеги, кстати, с девушкой согласны. Один из главных актёров Максим Максименков, как и все, танцует сразу несколько ролей. Его персонажи очень разные: с разным характером и взглядом на мир.

- Мне тоже было тяжело. Причём во всех смыслах, - признаётся Максим. - Морально, потому что мы слушали аудиозаписи каждого человека, и пытались понять их эмоции. И физически, ведь нужно и танец выучить, и голос подключить.

Одна из ролей Максима - спасатель, который отправился на затопленные территории добровольцем. Сначала мужчина едет из Иркутска в Еланцы за своим катером, затем уже направляется в Тулун. Проезжая Зиму, где в это время празднуют День города с салютом, герой негодует: почему когда в одном месте тонут люди, в другом - пируют. На этом и строится монолог на сцене: спасатель не понимает, как можно не помочь своим соседям. В этой роли режиссёр использует гиперболу - актёр несколько раз повторяет свой монолог, каждый раз всё сильнее срывая голос и усиливая движения. Эта сцена запомнилась, пожалуй, каждому зрителю. Да и сами актёры признались, что она их зацепила сильнее всего именно из-за повторения, ведь на второй, третий раз начинаешь чувствовать всю боль персонажа. 

- А вот после спектакля наступает колоссальное облегчение, - говорит Максим. - На протяжении полутора часов мы находимся в своих ролях перед зрителем. После мы все ощущаем такой некий катарсис.

В самое сердце

На премьере собралось очень много людей, были даже гости из Тулуна. По словам зрителей, постановка оставляет после себя пищу для ума. Посыл пьесы, несмотря на трагический повод, очень позитивный. Режиссёр хотела показать отношение самих тулунчан к жизни, к своему дому. В конце актёры просто радостно танцуют, говоря «мы всё переживём». И в этот момент актёрам веришь, эти люди действительно всё переживут. Главной задачей режиссёра было попасть в сердце зрителя. И ему это удалось - равнодушных не осталось точно.

- Я в восторге! Мне настолько сильно понравилось, что даже словами не передать, - говорит иркутянка Ольга П., побывавшая на премьере. - Я сама из Иркутска, и в Тулуне ни разу не была. На спектакль меня просто пригласили друзья, но я осталась под огромным впечатлением. Во-первых, я впервые на таком (пластическом) спектакле, во-вторых, я не ожидала такой глубины. Я смотрела и чувствовала всю трагедию людей. Под конец во мне родилось колоссальное сострадание, и повод задуматься над своей жизнью.

В планах у Марии Яшниковой-Ткаченко немного изменить спектакль. Возможно, добавить ещё личных историй, сделать акцент на реальности происходящего. Кроме того, расширить географию показов, и поехать с постановкой на гастроли. Пока же показы пройдут в городах области, в июне постановку покажут в Тулуне спустя два года после «большой воды».

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

                     
        Самое интересное в регионах