Накануне Дня Победы в Иркутской областной детской библиотеке имени Марка Сергеева со школьниками встретился журналист и писатель Михаил Денискин. На встрече присутствовал корреспондент «АиФ Иркутск».

Автор нескольких книг об истории сибирской авиации (в том числе – «По следам пропавшего «Бостона», за которую был удостоен Премии губернатора Иркутской области) рассказал ребятам об уникальной стратегической операции, теперь известной как «АЛСИБ». В этой аббревиатуре соединились не только Аляска и Сибирь. Перед лицом общей опасности – фашизма – объединили усилия СССР и США, две державы с разным политическом строем и мировоззрением. Америка предложила нам помощь, и мы её с благодарностью приняли: в первую очередь – самолеты, в которых советские ВВС остро нуждались.
Так возник проект воздушной трассы Аляска – Сибирь с цепочкой аэродромов, построенных руками женщин, стариков и подростков, зачастую – без техники. К осени 1942 года на аэродромы Уэлькаль (Чукотка), Сеймчан (Колыма), Якутск, Киренск (Иркутская область) и Красноярск были завезены специалисты, аппаратура, топливо. И лётчики 1-й Перегоночной авиадивизии стали перегонять для фронта бомбардировщики Б-25 «Митчелл» и А-20 «Бостон», истребители П-39 «Эйркобра» и П-63 «Кингкобра», а также знаменитые транспортники Си-47 «Дуглас».
Маршрут почти в 6 000 километров начинался с авиабазы Фэрбэнкс (США) и пролегал через Берингов пролив, чукотскую тундру, над «полюсом холода» и Верхоянским высокогорьем, где лётчикам приходилось лететь в кислородных масках. От Якутска до Красноярска под крылом – бесконечная безлюдная тайга, случись что с машиной – и сесть негде...
За три года по АЛСИБу было доставлено почти 8 000 самолетов. При этом на трассе погибли 113 летчиков, из них 15 – на территории Иркутской области. Причины катастроф разные: отказ матчасти, непогода (нередко единственным ограничением было закрытие пункта прибытия, иначе на обратный путь горючего бы не хватило). Случались и ошибки в пилотировании, ведь все приборы в кабине показывали данные в футах, милях, галлонах – все это нужно было быстро переводить в привычные меры.
«В 1987 году мне и фотографу Валерию Орсоеву посчастливилось участвовать в поисковой экспедиции, – рассказывает Михаил Денискин. – Тогда мы с молодыми киренскими авиаторами обнаружили в тайге обломки «Бостона» и останки его экипажа. Мы ещё не знали, что архив Перегоночной дивизии строго засекречен (документы открыли только в 1994 году). И всё же удалось установить имена погибших и торжественно их захоронить в присутствии родственников».

Как признался журналист, тогда он не представлял, что его личный поиск растянется на 30 лет. За это время удалось найти останки ещё двоих лётчиков. И остаётся ненайденным последний пропавший без вести – капитан Григорий Чуйко. 24 октября 1943 года он вылетел из Нижнеилимска, но в Красноярск не прибыл: «кобра» капитана исчезла, предположительно, в Чунском районе. Увы, пока поиски результатов не дали...
Два часа увлекательного рассказа миновали незаметно. Юные наследники Победы с интересом разглядывали архивные фотографии и даже подержали в руках предметы, вынесенные с мест катастроф – патроны, обломки плексигласа, фрагменты деталей.
На прощание Михаил Денискин напомнил ребятам, что в мире продолжается информационная война: недруги России всячески стараются принизить усилия советского народа и значение нашей Победы. «Вам предстоит принимать эстафету, – сказал он. – А подрастёте – сами станете рассказывать детям о подвиге русского солдата».
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть