Вчера представители государственной продовольственно-ветеринарной службы Литвы сообщили "Ъ", что получили уведомление Россельхознадзора о том, что с 17 августа Россия вводит ограничения на импорт молочной продукции ряда литовских компаний. Причиной запрета стало обнаружение в литовском молоке "запрещенных и вредных веществ". Как пояснил глава ветеринарной службы Литвы Казимирас Лукаускас, письмо об этом за подписью и. о. руководителя Россельхознадзора Алексея Саурина поступило в посольство Литвы в РФ 6 августа.
На официальном сайте Россельхознадзора размещено уведомление о том, что запрет на ввоз молочной продукции в РФ касается продукции предприятий Zemaitijos pienas, Pieno zvaigzdes и Rokiskio pienas. Сколько будет действовать запрет, Россельхознадзор не сообщает. В Государственной продовольственно-ветеринарной службе Литвы "Ъ" сообщили, что в крупных партиях сливочного масла (11 059,35 кг), сметаны (262,2 кг) и творога (288,4 кг) российскими службами были обнаружены остатки тетрациклина, а в другой партии творога (3046,91 кг) обнаружены добавки доксициклина. Как отмечают литовские чиновники, хотя стандарты ЕС допускают наличие в молоке некоторого количества остатков этих двух антибиотиков, по российским нормам это абсолютно недопустимо. Тем не менее, по словам представителя Государственной продовольственно-ветеринарной службы Литвы, все предприятия, которые экспортируют свою продукцию в РФ, работают в соответствии с российскими стандартами качества.
Это может больно ударить по литовской экономике. Свою продукцию на российский рынок поставляют 16 молокоперерабатывающих предприятий Литвы, и для большинства рынок РФ является одним из ключевых. Как сообщил исполнительный директор Pieno zvaigzdes Линас Саснаускас, запрет может больно ударить по его предприятию, которое экспортирует в РФ до 30% всей продукции. Владелец же Rokiskio suris Дарюс Трумпа заявил, что винить в попадании антибиотиков в готовую продукцию следует поставщиков молока, которые лечили этими антибиотиками своих коров. По утверждению господина Трумпы, на его предприятии никаких антибиотиков быть не может, хотя он не отрицает, что сплошной лабораторный контроль всего закупаемого молока на его предприятии не проводится, поскольку это "слишком дорогое удовольствие".
Однако официальный Вильнюс вообще отрицает наличие в литовском молоке запрещенных веществ. По крайней мере, как заверил "Ъ" Казимирас Лукаускас, литовская продовольственно-ветеринарная служба взяла пробы всей молочной продукции на указанных в письме Россельхознадзора предприятиях, однако "ничего запрещенного в них не нашла". Неофициально источники "Ъ" в правительстве Литвы отмечают, что причины российского запрета могут быть "не в антибиотиках", и указывают на большое количество нерешенных проблем в российско-литовских отношениях. Одним из главных раздражителей является ситуация вокруг литовского Мажейкяйского НПЗ. В 2006 году власти Литвы продали его польской компании PKN Orlen, а не российскому инвестору. В ответ Россия перекрыла поставки нефти по нефтепроводу "Дружба" под предлогом ремонта трубы. Поставки нефти так и не возобновились. При этом, по данным польского издания Rzeczpospolita, сейчас российские компании вновь заинтересовались покупкой НПЗ. Особую активность проявляют ЛУКОЙЛ и "Транснефть".
После кризиса вокруг нефтепровода "Дружба" и без того непростые отношения Москвы и Вильнюса резко ухудшились. Литва неоднократно блокировала переговоры ЕС и РФ по заключению нового соглашения о партнерстве и сотрудничестве, а литовский президент Валдас Адамкус стал одним из главных лоббистов принятия в НАТО Грузии и Украины. В Москве рассчитывали, что внешнеполитическая линия Литвы изменится после избрания нового президента, которым в мае стала Даля Грибаускайте. Однако госпожа Грибаускайте уже дала понять, что поддерживает евроатлантическую интеграцию Тбилиси и Киева и не намерена отступать от линии своего предшественника по отношению к России.
В свете последних событий Вильнюс подозревает, что действия российских органов фитосанитарного контроля могут быть частью начинающейся экономической кампании, направленной против Литвы. Один из чиновников обратил внимание "Ъ", что письмо Россельхознадзора датировано 6 августа — как раз в это время российская таможня неожиданно ввела усиленный досмотр для литовских фур, пересекающих границу РФ, вызвав масштабный кризис на границе.
Транзитный скандал уже вышел на политический уровень — во вторник в МИД Литвы был вызван для дачи объяснений российский посол в Вильнюсе Владимир Чхиквадзе. Господин Чхиквадзе сообщил "Ъ", что заверил литовские власти в желании Москвы урегулировать конфликт как можно скорее. "Никакой политики здесь нет",— подчеркнул он. Впрочем, уладить вопрос глава Минтранспорта РФ Игорь Левитин пообещал главе литовского МИДа Вигаудасу Ушацкасу еще 7 августа, однако с тех пор ситуация на границе только ухудшилась. Сегодня пограничный вопрос должны обсуждать главы таможенных ведомств двух стран, - сообщает газета «Коммерсантъ».
Если эта встреча не даст результатов, Вильнюс вполне может задуматься о введении симметричных мер, что будет означать начало полномасштабной торговой войны.