В подтверждение - рассказ жительницы посёлка Подъеланка Усть-Илимского района Раисы Петровны Королёвой.
В 1941 году ей было 14 лет. Когда грянула война, десятки подростков пришли тогда на Горьковский автомобильный завод. Раису приняли ученицей в ремесленное училище №1. Начались занятия, и сразу бомбёжка. От фугасных бомб возник пожар в опытных мастерских. Первые снаряды разрывались на территории и в цехах завода.
Каждый день они с тревогой слушали неутешительные сводки. Пустели цеха, рабочие уходили на фронт. Осенью 1941 года враг рвался к Москве. Нужда в оружии, боеприпасах стала особенно острой, люди, понимая это, трудились с огромным перенапряжением сил. И продукция на фронт шла непрерывным потоком. Хотя танки горьковчан по мощности, по силе огня и толщине брони уступали знаменитым «тридцатьчетвёркам», но они защищали бойцов, помогали им громить врага. Пусть полуторки и трёхтонки были с деревянными кабинами (стали-то не хватало), а крылья для машин делали из кровельного железа, на фронтах их ждали и любили за выносливость, неприхотливость.
В январе 42 ушёл на фронт брат Раисы Петровны (похоронку прислали в 1943-м). Она осталась самой старшей в семье. Больная мать, слепой брат и ещё двое маленьких детей. Жили в шестнадцатиметровой комнатушке. Одежды не было. Ходили босые.
Сложно представить, в каких условиях работали автозаводцы - под постоянными бомбёжками и обстрелами. Почти везде после налётов вражеской авиации были выбиты стёкла, сорваны крыши и пробиты стены. По цехам гулял ветер, занося рабочие места снегом, на морозе руки прилипали к металлу и управлять станком становилось очень нелегко.
- Мы понимали, что победа зависит и от нас, - вспоминает Раиса Петровна, - поэтому работали из последних сил. Тысячи автозаводцев неделями не выходили из цехов, спали рядом со своими рабочими местами. Выручали дружба и взаимопомощь.
Несмотря на тяготы, Раиса Петровна достойно трудилась на заводе до конца войны. За доблестный труд её фотография была помещена на заводской Доске почёта.