Причины тому - постоянно увеличивающееся количество личного автопарка и беспредел на рынке пассажирских перевозок.
Об этом заявил вице-мэр города Дмитрий Разумов на совещании с руководителями крупных сетей автозаправочных станций по вопросу качества нефтепродуктов, реализуемых на территории Иркутска.
Сегодня в областном центре каждый день выходит на линию 1800 автобусов разных видов вместимости - от маршруток до больших ЛиАЗов, а всего зарегистрировано 2,5 тысячи. При этом потребность населения в общественном транспорте составляет 600 единиц.
- Естественно, в условиях жёсткой конкуренции налоги, расходы на зарплату водителям, топливо становятся значительными издержками, - отмечает Дмитрий Разумов, - поэтому коммерсанты стараются сэкономить в первую очередь на топливе, расходы на которое составляют львиную долю затрат. Когда на рынке складывается такая ситуация, что в розницу на АЗС можно заправить литр бензина за 21-22 рубля, оптом за 19, а с бензовоза в подворотне - за 16-17 рублей, то большинство перевозчиков выбирают третий вариант.
Вице-мэр подчеркнул, что администрация города пытается навести порядок в этой сфере, однако в одиночку, без помощи представителей нефтерынка ей не справиться.
- Понятно, пока есть спрос на некачественное топливо, оно будет продаваться. Поэтому необходимо выработать общественный механизм борьбы с «серыми» АЗС, - обратился к собравшимся Дмитрий Разумов. - У нас нет объективной информации о нелегалах и продавцах некачественного бензина. Мы готовы откорректировать механизм работы с правоохранительными органами, если от представителей автозаправочных станций и комплексов в наш адрес будет поступать еженедельная сводка о продавцах, незаконно торгующих топливом по сниженной цене.
- В Иркутске много АЗС, которые не занесены на карту города, о них все знают, но никаких действий по контролю и надзору к ним не применяется, - констатировал генеральный директор ОАО «Иркутскнефтепродукт» Сергей Козлов. - После Нового года стоимость бензина снова вырастет, что неизбежно приведёт к оттоку транспорта на «серые» АЗС.
По мнению заместителя начальника управления по охране окружающей среды и экологической безопасности комитета ЖКХ администрации Иркутска Наталии Ступиной, для улучшения качества атмосферного воздуха необходимо расширение магистральных улиц для лучшего рассеивания вредных примесей, развитие электрического транспорта и перевод автомобилей на газовое топливо.
- Мы готовы перевести на газ весь автопарк четырёх муниципальных унитарных предприятий: «Иркутскавтотранс», «Спецавтотранс», «Спецавтохозяйство» и «Иркутскавтодор», - заявил Дмитрий Разумов. - Кроме того, в ближайшем времени будет наведён порядок на рынке пассажирских перевозок, в городе останется 5-6 надёжных транспортных компаний, среди которых будут разыгрываться лоты на маршруты. Планируется, что по определённым маршрутам будут ходить только автобусы на газу. Это условие обязательно пропишут в конкурсной документации. Но всё это возможно, если в городе будет удовлетворён спрос на газ. Пока же количество газозаправочных пунктов можно пересчитать по пальцам.
Проблема в том, что в Приангарье не производится настоящий автомобильный газ, он весь завозится, а тот, что выпускает АНХК, предназначен для бытовых нужд. Поэтому в первую очередь нужно решить вопрос с добычей газа на территории региона, уверены представители АЗС.