8 августа самолёт Ан-24 авиакомпании «ИрАэро», выполнявший рейс по маршруту «Иркутск - Чита - Благовещенск - Хабаровск», во время сложной посадки в аэропорту Благовещенска под проливным дождём не попал на взлётно-посадочную полосу и выкатился за её пределы в заболоченный кустарник. Судно получило значительные повреждения: у него оторвало шасси и левое крыло, был повреждён двигатель. Произошёл разлив авиационного топлива и пожара не возникло только из-за сильного дождя. На борту находилось 36 человек, среди которых было трое детей. Двенадцать них получили различные ранения, четверо пострадавших - жители Иркутска, один - братчанин.
Расследование уголовного дела по факту происшествия сейчас продолжается. В качестве потерпевших признаны и допрошены 12 пассажиров. В больнице с травмами средней степени тяжести находятся 9 человек. Произведены выемки образцов ГСМ. Допрошены работники авиа- и метеослужб аэропортов г. Иркутска, г. Читы, г. Благовещенска, изъята необходимая документация.
В настоящий момент допрошены руководитель полётов, диспетчер, руководивший посадкой воздушного судна, работники службы управления движением аэропорта Благовещенска, руководитель службы пожарного аварийно-спасательного обеспечения полётов, начальник метеослужбы. Проводятся допросы пассажиров, летевших этим рейсом. Решено сделать повторное медицинское освидетельствование экипажа. Всего назначено пять судебно-медицинских экспертиз.
Следствием было выдвинуто четыре основные версии причины крушения. Первая - нарушения в действиях экипажа в условиях плохой видимости и погодных условий. Вторая - нарушения были в действиях наземных служб в условиях плохой видимости и погодных условий. Третья версия - техническая неисправность самолёта и последняя - низкое качество топлива.
Бортовые самописцы наверняка помогут выяснить причины аварийной посадки Ан-24. Могли ли лётчики уйти на запасной аэродром или выбора у них не было и они вынуждены были идти на грозу? На этот вопрос ответят члены специальной комиссии. Они немедленно вылетели к месту ЧП и сейчас отрабатывают все возможные версии крушения.
По факту аварии Ан-24 возбуждено уголовное дело по части 1 статьи 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности причинение крупного ущерба). Статья предусматривает до двух лет лишения свободы.
За штурвалом самолёта 8 августа сидели 52-летний Владимир Рябинков из Улан-Удэ, бортмеханик Виталий Бессмертный из Иркутска. Оба пострадали при жёсткой посадке. Их отвезли в больницу Благовещенска. Пилоты, между тем, утверждают, что действовали согласно инструкции.
9 августа вице-премьер РФ Сергей Иванов заявил, что мелкие авиакомпании, которые он называет «авиакомпаниями-живопырками», не должны работать в сфере регулярных перевозок пассажиров. Он намерен активно этого добиваться.
«Компании-живопырки не в состоянии заменить самолёт - они будут использовать его до последнего, пока он не упадёт. Не должны работать на рынке пассажирских перевозок компании, у которых меньше 4-6 самолётов», - сказал Иванов.
Вице-премьер считает, что, если закрыть мелкие компании, «рынок будет чище и безопасней, а десять крупных российских авиакомпаний, которые перевозят 98% пассажиров, вполне справятся».
Ранее Иванов отмечал, что за последние годы произошёл целый ряд авиакатастроф с самолётами небольших региональных авиакомпаний - «КогалымАвиа», «КатэкАвиа», «Ангара».
Случившееся в Благовещенске - уже третье ЧП с самолётом марки Ан-24 за нынешнее лето. В июне машина, на борту которой находились 28 пассажиров и четыре члена экипажа, совершила экстренную посадку в Южно-Сахалинске. В июле то же самое с Ан-24 иркутской авиакомпании «Ангара» произошло в Томской области, жертвами катастрофы стали семь человек. Причиной, как и в предыдущем случае, стали технические неполадки, у машины отказал, а затем и загорелся левый двигатель.
Ещё 11 июля, после катастрофы на Оби, президент Дмитрий Медведев предложил запретить эксплуатацию самолётов марки Ан-24 в России, так как они физически и морально устарели. На сегодняшний день на эту модель самолёта приходится существенная доля парка региональных авиакомпаний.
В то же время, в России альтернативы Ан-24 пока нет. Он садится на грунтовые аэродромы уже около 50 лет. Ни один самолёт, кроме Ан-140 (Ближнемагистральный Ан-140-100 производится в Самаре в ОАО «Авиакор» и в Харькове на ХГАПП. Первый самолёт поднялся в воздух в августе 2005 года и передан в эксплуатацию в 2006 году, второй самолёт - в 2007 году, третий самолёт - в 2009 году. Стоимость одного машинокомплекта ПКИ для Ан-140 составляет $13,2 млн. - Авт.), не сможет конкурировать с Ан-24 по показателю универсальности (грунтовая полоса, температурный диапазон от -50 градусов).
Статистика происшествий с Ан-24
2011 год
Самолёт Ан-24 авиакомпании «Ангара», выполнявший рейс Томск - Сургут, 11 июля 2011 года в результате пожара в левом двигателе совершил вынужденную посадку в акватории реки Обь в 63 км от Нижневартовска. На борту находились 32 пассажира и четыре члена экипажа. Семь человек погибли.
14 июня самолёт Ан-24 после срабатывания сигнализации вернулся со старта в аэропорту «Черемшанка» Красноярского края из-за технической неисправности, рейс продолжил резервный самолёт.
31 мая самолёт Ан-24, на борту которого находились 28 пассажиров и четыре члена экипажа, совершил вынужденную посадку в Южно-Сахалинске. Самолёт выполнял рейс № 771 по маршруту Южно-Сахалинск - Оха. При взлёте из Южно-Сахалинска из-за постороннего шума в передней стойке шасси командир самолёта принял решение о возвращении самолёта в аэропорт. Самолёт благополучно приземлился в аэропорту, люди не пострадали.
17 мая самолёт Ан-24, который планировал выполнить рейс по маршруту Тюмень - Ханты-Мансийск, не смог вылететь из тюменского аэропорта «Рощино» из-за задымления в салоне. Пострадавших нет.
16 мая самолёт Ан-24 с футболистами саранского клуба «Мордовия» на борту не вылетел из Уфы в Оренбург из-за поломки. Поломка судна обнаружилась после посадки в уфимском аэропорту: на одном из двигателей сработало табло «стружка в масле».
2010 год
15 декабря после посадки в аэропорту «Мыс Шмидта» (Чукотка) на самолёте Ан-24 «ЧукотАвиа» подломилась передняя стойка шасси. В результате происшествия никто из находившихся на борту 39 человек не пострадал.
14 декабря самолёт Ан-24 компании «Нордавиа» получил повреждения при посадке в аэропорту Амдерма-2 в Ненецком автономном округе. На борту воздушного судна находились 32 пассажира, четыре члена экипажа и один бортпроводник. Жертв и пострадавших нет.
6 декабря самолёт Ан-24 авиакомпании «ЮТэйр» совершил вынужденную посадку в иркутском аэропорту из-за разгерметизации салона. Самолёт выполнял региональный рейс Иркутск - Бодайбо. Никто из пассажиров не пострадал.
22 октября самолёт Ан-24 авиакомпании «ИрАэро» с 33 пассажирами и пятью членами экипажа, летевший из Благовещенска в Иркутск, сел в Чите после того, как в кабине лопнуло и вылетело стекло, произошла разгерметизация кабины. Самолёт приземлился в Чите в штатном режиме.
28 сентября пассажирский самолёт Ан-24, выполнявший рейс «Стрежевой-Томск», благополучно совершил посадку в аэропорту Томска после срабатывания сигнализации о пожаре в правом двигателе. Командир воздушного судна выключил двигатель и активировал систему пожаротушения. Самолёт совершил благополучную посадку в аэропорту Томска. На борту воздушного судна находились четыре члена экипажа и 30 пассажиров. Пострадавших нет.
9 сентября самолёт Ан-24 при заходе на посадку в аэропорту города Игарки Красноярского края столкнулся с птицей, в результате у воздушного судна треснуло крыло. Самолёт авиакомпании «КатэкАвиа» осуществлял рейс по маршруту Красноярск - Игарка, на борту находились 22 пассажира, четыре члена экипажа и 1 тонна груза. В результате инцидента никто не пострадал.
6 сентября самолёт Ан-24 авиакомпании «КрасАвиа» без пассажиров и груза на борту возвратили со старта в аэропорту «Черемшанка» Красноярска из-за сбоя в работе двигателя.
30 августа самолёт Ан-24, выполнявший рейс по маршруту «Черемшанка - Игарка», совершил вынужденную посадку в посёлке Подкаменная Тунгуска Красноярского края. У самолета Ан-24, эксплуатируемого «КатэкАвиа», на высоте 5,7 тысячи метров сработала сигнализация «малый остаток масла в двигателях». Капитаном воздушного судна было принято решение произвести вынужденную посадку. На борту воздушного судна находились четыре члена экипажа и 39 пассажиров.
3 августа самолёт авиакомпании «КатэкАвиа» Ан-24, выполнявший рейс из аэропорта Черемшанка города Красноярска, упал при заходе на посадку в аэропорту Игарки. После падения самолёт загорелся. Погибли 11 человек - 10 пассажиров и бортпроводница.
5 июня самолёт Ан-24 авиакомпании «ТомскАвиа» не смог взлететь из аэропорта города Стрежевой Томской области из-за лопнувшего при разгоне шасси, члены экипажа и пассажиры не пострадали. Самолёт выполнял рейс Стрежевой - Томск. На борту воздушного судна находились четыре члена экипажа и 32 пассажира. Пострадавших нет.
9 апреля Ан-24 с пассажирами на борту, следовавший по маршруту Москва - Воронеж, совершил аварийную посадку в аэропорту Воронежа, пострадавших нет. В 9.50 мск экипаж сообщил о разгерметизации кабины: на высоте 4,2 тысячи метров лопнуло стекло. В 10.22 мск самолёт с 30 пассажирами и четырьмя членами экипажа на борту успешно приземлился в аэропорту «Воронеж».
4 февраля самолёт Ан-24, принадлежащий авиакомпании «Якутия», загорелся в аэропорту Якутска, готовясь к взлёту, находившиеся на борту 39 пассажиров не пострадали. ЧП произошло в 07.33 по местному времени (01.33 мск), когда самолёт готовился к вылету по маршруту Якутск - Олёкминск. На борту самолёта находилось 359 килограммов почты, другой груз отсутствовал.
2 февраля самолёт Ан-24, который выполнял рейс Тарко-Сале - Тюмень, совершил аварийную посадку в тюменском аэропорту «Рощино» из-за отказа левого двигателя. Самолёт принадлежал авиакомпании «Ямалтрансавиа», на борту находились 13 пассажиров (из них один ребёнок) и четыре члена экипажа. В результате ЧП никто не пострадал.
12 января самолёт Ан-24 КГУП «Хабаровские авиалинии», следовавший рейсом Хабаровск - Николаевск-на-Амуре - Охотск, из-за показаний приборов о неисправности шасси совершил аварийную посадку в Николаевске-на-Амуре, пострадавших нет. На борту самолёта (при вылете из Николаевска-на-Амуре) с полными баками горючего находились 44 пассажира и члены экипажа. Самолёт благополучно приземлился, пострадавших нет.
2009 год
17 августа в аэропорту «Стрежевой» во время посадки следовавшего из Томска самолёта Ан-24 авиакомпании ООО «Томск-Авиа» произошёл отказ левого двигателя. Самолёт благополучно приземлился на одном работающем двигателе. На борту находились 37 пассажиров и три члена экипажа, никто не пострадал.
20 июля Ан-24 с 39 пассажирами на борту совершил аварийную посадку в иркутском аэропорту из-за отказа системы кондиционирования; никто не пострадал.
Самолёт, принадлежащий одной из региональных авиакомпаний, выполнял рейс № 77 из Иркутска в Бодайбо. Сразу после взлёта из Иркутска у лайнера отказала система кондиционирования. На борту самолёта находились 39 пассажиров и четыре члена экипажа. Пострадавших нет.
27 апреля при посадке в Барнауле у самолёта Ан-24 треснуло и вылетело лобовое стекло. Самолёт выполнял рейс Сургут - Барнаул. На борту находились пять членов экипажа и десять пассажиров. При посадке в аэропорту Барнаула, в результате трещины в лобовом стекле в кабине пилота поднялось давление. В 12.33 (9.33 мск) самолёт совершил благополучную посадку. Никто из пассажиров и членов экипажа не пострадал.
23 января в Игарке (Красноярский край) Ан-24 выкатился с полосы и получил повреждения при взлёте. Воздушное судно, выполнявшее рейс по маршруту Игарка - Красноярск, в аэропорту города Игарка в начале разбега отклонилось влево на 30 градусов от курса взлёта и выкатилось на левую боковую полосу безопасности на 32 метра от оси взлётно-посадочной полосы, в результате чего при касании о снежный сугроб повреждены лопасти левого винта. На борту самолёта находились четыре члена экипажа и два пассажира. В результате инцидента никто не пострадал.
6 января самолёт Ан-24 с 16 пассажирами на борту, принадлежащий авиакомпании «Якутия» и следовавший по маршруту Якутск - Усть-Нера, совершил аварийную посадку в аэропорту города Якутска. Примерно на 55-й минуте полёта командир воздушного судна сообщил диспетчерам о неустойчивой работе обоих двигателей и принял решение вернуться в Якутск. После того, как самолёт совершил посадку в аэропорту Якутска, находившиеся на борту 16 пассажиров были эвакуированы, никто из них не пострадал.
Справка:
Разработка Ан-24, широко применяющегося на региональных воздушных линиях как в странах СНГ, так и в дальнем зарубежье, началась ещё в 1956 году ОКБ им. О.К. Антонова, когда после появления дальнемагистральных Ту-104 и Ил-18 остро встал вопрос о необходимости создания скоростных газотурбинных самолётов и для местных воздушных линий.
Эксплуатация самолёта на пассажирских линиях началась в октябре 1962 г., и вскоре он стал одним из самых распространённых самолётов «Аэрофлота». Серийное производство в СССР завершилось в 1978 году после выпуска 1100 самолётов (в Иркутске в 1967-1971 гг. было выпущено 164 Ан-24Т), но продолжается (начиная с 1982 г.) в Китае под обозначением Y-7.
Самолёт Ан-24 занимал первое место по экспорту среди пассажирских самолётов Советского Союза, поставлен в 26 стран мира. Ресурс Ан-24 доведён до 50000 лётных часов, или 35000 полётов, - это был наибольший показатель в СССР.
Иркутскому авиазаводу, где ранее создавался Ан-12, поручили отработать транспортный вариант - Ан-24Т. Он отличался от пассажирского самолёта большим грузовым люком в задней части фюзеляжа, наличием кран-балки и приспособлений для десантирования грузов.
Ан-24Т, кроме советских ВВС, состояли на вооружении Болгарии, Бангладеш, Вьетнама, Венгрии, ГДР, Ирака, Конго, Кубы, Лаоса, Монголии, Польши, Румынии, Сомали, Судана, Чехословакии и Южного Йемена.