Примерное время чтения: 4 минуты
560

Про деревню Ику, а также русский авось, бездорожье и забытых людей

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 7. «АиФ в Восточной Сибири» 15/02/2012
Фото: russianlook.com

Иначе зимник, соединяющий деревню в Катангском районе с большим миром, не назовешь. По нему в Ику доставляют продукты, медикаменты и топливо.

Сейчас там заканчиваются запасы продуктов, завезённых в марте (!) прошлого года. На исходе топливо, без которого перестанет работать генератор электричества. Когда удастся спасти деревню и легко ли сегодня жить на сибирском севере?

Время назад

- С продуктами у них чуть полегче, а вот топлива осталось совсем ненадолго. Без него генератор отключится, а там и так электричество есть всего несколько часов в день, - рассказывает Вера Инёшина. Вера Павловна - глава Непского поселения, то есть четырёх деревень в Катангском районе - Непы, Ики, Бура и Токмы.

Коллаж Олеси ТУГУТОВОЙ

 

Мы созваниваемся по таксофону, и нужно успеть в строго оговорённое время, когда есть электричество: после обеда свет выключат. До вечера. Во всех четырёх деревнях пользоваться этим благом цивилизации приходится строго по расписанию. Причём чем длиннее становится световой день, тем меньше деревенским жителям положено «освещаемых» часов. Вообще, по описанию жизнь северной деревни напоминает рассказы о прошлом, если не позапрошлом веке: люди промышляют охотой и рыболовством. Школа осталась только начальная. На всю деревню нет не то что больницы - даже фельдшера. «Старый фельдшер умер, а кто ж туда поедет?», - рассказали нам на местной почте.

Добраться до злополучной Ики сейчас можно исключительно по воздуху. Причём из областного центра - только с пересадкой - сначала до Киренска (вертолёт курсирует раз в две недели), потом самолётом до Иркутска. О том, чтобы доставить авиатранспортом продукты и топливо, речь не идёт - у сельских властей нет таких денег (каждый килограмм груза подорожает больше чем на 100 рублей. - Ред.).

Расчистка… на общественных началах

Три месяца в году попасть в северные деревни (в том числе и в Ику) можно по дороге-зимнику. Обычно он открывается в декабре-январе и закрывается в марте. Сейчас северной дороге осталось работать всего полтора месяца, в соседние деревни уже курсируют грузовики с продуктами, но трассы до Ики так и нет. Предвкушая резонный вопрос, сразу отвечаем: завезти продукты из ближайших Непы, Бура и Токмы в Ику невозможно. Населённые пункты разделяют десятки и сотни километров бездорожья, и добраться от одной деревни до другой можно только по воздуху.

Чтобы спасти Ику, нужно расчистить 45-километровый участок трассы. Мэр Катангского района Сергей Чонский обещает решить вопрос в ближайшие десять дней. Вера Инёшина говорит, что хватит и пяти-шести. Отрезок дороги нужно пройти бульдозерами, но такая техника есть только на крупных нефтегазовых предприятиях, расположенных в районе. Через пять дней одна из таких компаний обещала выделить бульдозер. Чтобы расчистить «дорогу жизни», по словам местных, достаточно дня-двух.

Больше всего при подготовке этого материала нас удивил такой факт: из года в год расчистка этих дорог происходит… на общественных началах. Дорог, по которым доставляют жизненно важные грузы, от которых зависят жизни отдельных людей и деревень в целом. Никто даже не может сказать, сколько стоят такие работы, потому что каждый раз зимником занимаются сторонние компании-меценаты. Специальная техника также есть только у них. Так что гарантом того, что через девять месяцев в изголодавшиеся деревни придут продукты, служит только русский авось.

Языком цифр:

68 человек живёт сегодня в деревне Ика.

80 километров по бездорожью - расстояние до ближайшего населённого пункта (Непа), 200 километров - до Киренска, 500 - до Ербогачёна.

9-10 месяцев в деревню можно попасть только по воздуху.

В марте 2011 года в Ику в последний раз привозили продукты и топливо.

30 тонн горючего требуется деревне в год.

Минимум 4 деревни Катангского района испытывают похожие транспортные проблемы.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ-5 читаемых

Самое интересное в регионах