Примерное время чтения: 8 минут
265

В академики – со школьной скамьи. Где будут учиться будущие Ломоносовы?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 14. «АиФ в Восточной Сибири» 03/04/2019
Главная задача опорных школ РАН - вдохновлять подростков посвятить свою жизнь науке.
Главная задача опорных школ РАН - вдохновлять подростков посвятить свою жизнь науке. / Валерий Христофоров / АиФ

Альма-матер для будущей научной элиты. С нового учебного года в России появятся опорные школы РАН (Российской академии наук), в которые планируют набирать одарённых ребят, готовых углублённо изучать физику, математику, химию и другие предметы.

По сути, ничего новаторского – банальное возвращение к хорошо забытому старому из советских времён. Ещё 30-40 лет назад у нас было много математических, естественно-научных, гуманитарных школ, но потом «линия партии» изменилась и все перешли к «уравниловке». Теперь, похоже, хотят возродить утраченное.

Что это за проект, где откроются опорные школы РАН и кто сможет в них учиться?

Как рассказала заместитель министра образования Иркутской области Елена Апанович, масштабный эксперимент начнётся в 110 школах в 32 регионах страны, в их число попало и Приангарье. По предварительной информации, у нас создадут три опорные школы, которые станут тесно взаимодействовать с академическими институтами: учёные будут вести курсы и факультативы, руководить исследовательской работой, устраивать сетевые лектории, чтобы вдохновить подростков посвятить свою жизнь науке. Кроме того, академия получит больше влияния на выпуск учебников и стандарты школьной программы. Учителя тоже должны выиграть от такого симбиоза: для них организуют курсы повышения квалификации, консультации, семинары и мастер-классы.

Не для элиты, а для талантов

Узнав о грядущем нововведении, родители из разных городов Иркутской области тут же начали наводить справки, как пристроить своё талантливое чадо в такое учебное заведение.

«Я бы с удовольствием отдала сына в школу, где у него будут развивать интерес к науке по тем предметам, в которых он особенно силён, – делится ангарчанка Виктория Лазарева, мама 12-летнего Ильи, который серьёзно увлекается химией. – В гимназии и лицеи сейчас не пробьёшься, они превратились в элитные школы для детей богатых родителей, где меряются не знаниями, а телефонами, ноутбуками и модными вещами. Если опорные школы создаются для настоящих самородков, без денег и связей, то я двумя руками «за».

Однако рассчитывать на обучение в «кузнице будущих учёных» могут только жители Иркутска и Братска.

«Проанализировав результаты региональных олимпиад и различных конкурсов, Министерство просвещения РФ рекомендовало определить две опорные школы в Иркутске и одну в Братске, – пояснила Елена Апанович. – Какие именно это будут учебные учреждения – пока неизвестно. Ясно лишь, что выбирать придётся из лицеев, так как решено не создавать дополнительных сложностей при «перепрофилировании» и взять за основу образовательные организации, в которых уже есть конкурсный отбор ребят, – то есть лицеи, куда детей зачисляют с 5 класса. Гимназии и общеобразовательные школы, как известно, ведут приём по территориальному принципу».

Не смогут приезжать на обучение в такие опорные школы и будущие академики из периферийных городов и сёл. Если только родители не переселятся в областной центр, чтобы их «самородок» мог развивать свои способности.

«По крайней мере, на первоначальном этапе школ-интернатов не предусмотрено. Сейчас главная задача – запустить пилотный проект, а в дальнейшем, возможно, получится развивать и интернатную систему, – говорит замминистра. – Такой подход действует по всей стране. По-моему, лишь один регион из 32 готов организовывать проживание учеников, и то только потому, что у них есть сильная школа-интернат в областной столице».

А мы и не знали!

Удивительно, но многие педагоги о новом проекте ещё не слышали. Например, директор одного из братских лицеев Игорь Олекминский с удивлением узнал от нас, что в его родном городе уже в следующем учебном году может появиться альма-матер для детей, мечтающих о карьере учёного. Кстати, в Братске ставку делают не на научные институты (потому что их там нет), а на вузы. Именно они должны будут тянуть на себе проект.

«У нас и сейчас тесное взаимодействие с вузами, только оно происходит в основном за счёт родительских добровольных пожертвований. В частности, преподаватель из университета ведёт в старших классах курс робототехники. Ребята за свой счёт ездят на всероссийские конференции, участвуют в конкурсах. Ежемесячной платы за занятия нет, но подумываем её ввести, потому что лицей уже не вытягивает, – сетует Игорь Юрьевич. – Поэтому мы, конечно, заинтересованы в получении статуса опорной школы РАН, ведь это совсем другое финансирование».

Кстати, о финансировании. Половину денег на опорные школы РАН выделят из федерального бюджета, ещё 50% оплатит бизнес. Вопрос только в том, кого из бизнесменов может заинтересовать такой проект? Одно дело вузы: оттуда потом можно брать свежие кадры. А школы? Где гарантия, что ребята после университета придут непосредственно в тот сегмент бизнеса, который финансировал их школьное образование? Поэтому, как всегда, одна надежда на крупные госкорпорации.

Не подвести команду

Одна из задач проекта – задержать выпускников школ в родном регионе, чтобы ребята оставались учиться в иркутских вузах и продолжали затем научную деятельность в наших научных институтах. На этот счёт у экспертов большие опасения. В последние годы сложилось такая тенденция, что талантливые иркутские ребята после школы едут покорять другие города и там и приживаются. Директор братского лицея не скрывает, что его выпускники выбирают в основном вузы Красноярска, Новосибирска, Москвы и Санкт-Петербурга, в Иркутске и Братске остаются единицы. В иркутском лицее ИГУ это соотношение пятьдесят на пятьдесят.

Тем не менее авторы проекта надеются переломить ситуацию, дав возможность сильным ученикам реализовать себя на малой родине, раскрыть свои способности. Ведь раньше такого шанса не было. По мнению педагогов, «привязать» ребят сможет участие со школьной скамьи в каком-то серьёзном научном проекте, который ведёт целая команда под руководством наставников из вуза и академии наук. Если подросток почувствует, что его дело имеет большие перспективы после окончания школы, а затем и университета, то он уже не бросит его, не подведёт команду. Естественно, будут и те, кто разочаруется в выбранном направлении и решит связать свою жизнь с чем-то совершенно другим. Это рабочий момент. Главное, ребёнок попробует: его это или нет.

Особое мнение

Елена Кузьмина, директор иркутского лицея ИГУ:

«Сегодня нужно создавать условия для обучения всех детей. Кто-то нуждается в коррекционных программах, кто-то – в общеобразовательных, а кто-то – в продвинутых программах с углублённым изучением предметов. Возможности каждого ребёнка разные, а право на образование едино. Равняя всех под одну гребёнку, нарушаем права одарённых детей. Часто талантливому ребёнку скучно на обычных уроках. Значит, ему нужно предлагать другой материал, чтобы у него не терялся интерес к обучению».

Комментарий

Игорь Бычков, региональный координатор проекта «Опорные школы Сибирского отделения РАН», научный руководитель Иркутского научного центра:

«Нам бы не хотелось, чтобы у общественности была негативная реакция на этот проект. Многие переживают, что какую-то общеобразовательную школу или гимназию, которая находилась под боком и куда ходили дети из близлежащего района, закроют и перепрофилируют под «научную», набрав туда «золотую молодёжь», а обычные ребята останутся не у дел и будут вынуждены ездить в другую школу. Нет, такой подход исключён. Сейчас мы внимательно прорабатываем этот вопрос, чтобы нововведение никак не навредило существующей системе образования.

Задача стоит не в том, чтобы создать элитную школу, куда откроют вход только избранным, а в том, чтобы поддержать тех ребят, у которых действительно есть склонности к определённым предметам. Зачислять детей будут с 5-го класса, хотя в этом возрасте ещё сложно разглядеть профильные способности. По каким критериям станут отбирать школьников – пока точно не ясно. Сейчас разрабатывается соответствующее научно-методическое руководство. Скорее всего, сохранится примерно такой же порядок, какой существует в лицеях: тестирование, собеседование, оценка портфолио. Все претенденты станут участвовать в конкурсе на равных условиях, автоматического зачисления за какие-то заслуги не будет. Понятно, что победы на олимпиадах регионального и всероссийского уровня принесут бонусы при поступлении, но от экзаменационного испытания не освободят».

Кстати:
Сейчас талантливых выпускников школ удерживают в регионе только повышенной стипендией. Ребята, которые сдали один из ЕГЭ на 100 баллов, либо имеют региональную золотую медаль, либо победили на Всероссийской олимпиаде или чемпионате Ворлдскиллс, – поступив в иркутские вузы, получают по 5 тысяч рублей ежемесячно в течение трёх лет обучения. Эти расходы берёт на себя областной бюджет. Нововведение запустили в прошлом году, тогда на старте было 222 студента, сейчас осталось 209. Приезжие студенты (из других регионов) с такими же достижениями тоже имеют право на получение стипендии.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ-5 читаемых

Самое интересное в регионах