Слово «учитель» от слова «учить». Учить не только грамоте, истории, физике или математике, но и добру, пониманию, дружбе, состраданию, любви… Именно об этих простых, но в то же время важных истинах говорят студентам Восточно-Сибирской государственной академии образования с самых первых лекций.
- Все мы привыкли, что школьный учитель должен быть всегда на высоте, - отмечает проректор по учебной работе ВСГАО Ольга Кузнецова. - Его задача не только сформировать у ребёнка определённый набор знаний по предмету, но и развить его мышление, воспитать личность, отвечающую требованиям времени. Сфера образования часто подвергается модернизации и реформированию, поэтому педагог должен находиться в постоянном поиске новых подходов в обучении, современных программ и методик.
Учитывая это, академия идёт в ногу со временем: на базе вуза работают курсы повышения квалификации, профессиональной переподготовки учителей, с регулярностью в 2-3 месяца проводятся научные конференции по проблемам образования. ВСГАО собирает в своих стенах студентов, учителей школ, преподавателей высших и среднеспециальных учебных заведений, а также ведущих российских авторов школьных учебников, экспертов литературных издательств, чтобы они могли пообщаться друг с другом, поделиться своими практическими наработками и получить свежую информацию из первых уст.
Лицом к учителю
То, что нынешний год объявлен Годом учителя, накладывает на вуз особые обязательства. Перед ним стоит крайне важная задача - вернуть профессии педагога былой престиж и уважение.
- Наша академия на протяжении 100 лет готовит кадры для сферы образования и чтит профессию учителя, - подчёркивает Ольга Владимировна. - Приятно, что в последнее время государство повернулось лицом к молодым педагогом. Началась политика по обеспечению их жильём, различными субсидиями, премиями, грантами. Но, к сожалению, эти меры не дадут мгновенных результатов. Пока каждый из нас не будет уважительно относиться к учителю, престиж профессии педагога вряд ли удастся поднять.
По мнению старшего преподавателя кафедры социальной педагогики и психологии ВСГАО Александра Гордина, по-прежнему высоким статус педагога остаётся, пожалуй, только в селе.
Что касается государственных инициатив по отношению к педагогам, то он называет их «симуляцией реальности, имитацией уважения». Однако соглашается, что в целом в обществе отношение к педагогу улучшается по сравнению со страшными 90-ми годами, когда началась селекция в учебных заведениях по принципу «гимназия - лицей - общеобразовательная школа», стало заметным социальное расслоение в обществе. В тот момент престиж профессии педагога упал, резко изменилась социальная роль учителя, он превратился в обслуживающий персонал.
Знания - это не товар
- Я глубоко убеждён, что образование не может работать по условиям рынка, - считает Александр Гордин. - Увы, «приобрести» знания так же легко и просто, как любой другой товар, невозможно. В этом, похоже, и специфика педагогического сервиса: сам по себе факт «покупки» далеко ещё не обеспечивает «обладания». Образование предполагает субъектно-субъектные отношения, когда ученик, студент, слушатель заинтересованы в получении знаний, а педагог - в их передаче. Если образование превращается в услугу, то отношения становятся субъектно-объектные: мотивация остаётся только со стороны педагога. Мне трудно представить, чтобы Сократ, Сухомлинский, Макаренко так взаимодействовали со своими учениками.
Логика рынка для образования не подходит, убеждён преподаватель. По его мнению, к сфере услуг можно отнести только дополнительное образование.
Ещё одна проблема - нехватка в школе учителей мужчин, которые призваны привнести в образовательный процесс особую структурированность и организованность. «В школе обязательно должны работать мужчины», - считает Антон Тумин, студент 2 курса гуманитарного факультета социально-экономического образования ВСГАО. После окончания магистратуры он непременно собирается попробовать себя в качестве школьного учителя, потому что это престижно, интересно, а главное - важно для современного российского образования. Молодой человек признаётся, что с удовольствием учится в академии и нисколько не жалеет, что выбрал именно этот вуз.
Нет сторонних наблюдателей
«Здесь чтят традиции, все идеи, инициативы со стороны студентов не только приветствуются, но и всячески поддерживаются и развиваются, - отмечает Антон. - В академии созданы все условия для самореализации будущих специалистов-педагогов: отличные общежития, уютные аудитории, оснащённые современным оборудованием, богатейшая библиотека.
- Мы не ограничиваемся только учебным процессом, а ведём культурно-просветительскую работу со студентами, - добавляет Александр Гордин. - Нам важно, как студенты живут, проводят своё свободное время. В академии нет сторонних наблюдателей, все вовлечены в активную совместную деятельность. Наши выпускники приходят в школу и организуют там работу точно так же.
Однако сфера деятельности педагога сегодня выходит далеко за пределы школы, образовательные функции делегируются общественным организациям, государственным структурам, СМИ и пр. Выпускники ВСГАО востребованы в органах опеки, МЧС, ГУВД, колониях, детских домах, в центрах занятости населения, медицинских и социальных реабилитационных центрах - везде, где требуются навыки взаимодействия с людьми. Ведь современный педагог - это не только профессиональный учитель, но и грамотный психолог.
Качество и значение педагога сегодня стремительно меняется, соответственно вуз тоже не стоит на месте и ориентируется на новые потребности общества. Об этом говорит недавняя смена названия, теперь оно звучит как «Восточно-Сибирская государственная академия образования».
- Образование - это очень широкая сфера, которая не ограничивается только школой. Поэтому наши выпускники абсолютно уверены в дальнейшем трудоустройстве и успешной карьере, - подчёркивает Ольга Кузнецова.
Поздравление
Восточно-Сибирская государственная академия образования поздравляет всех педагогов Приангарья с профессиональным праздником!
Уважаемые коллеги, мы всегда рады видеть вас в наших стенах, всегда готовы помочь, подсказать, подучить и поддержать.