Фото из архива Ангарской гимназии №1 |
Иркутск, 16 октября – АиФ-ВС. Сделать из неё совершенно новую школу с художественно-эстетическим уклоном, при этом отвечающую требованиям XXI века, - такую задачу поставила перед собой её директор, заслуженный учитель России Людмила РАЕВСКАЯ. Она всегда была уверена, что прекрасное пробуждает в детях только доброе.
Из школы - в гимназию
Вокруг Людмилы Владимировны сложилась замечательная команда единомышленников: Валентина Алексеевна БУЖИГЕЕВА, которая стояла у истоков создания в гимназии социально-психологической службы, заместитель директора Наталья Михайловна ХВОЙНОВА, Альбина Никитична ЯДРЫШНИКОВА, заместитель директора по учебно-воспитательной работе.
Первая гимназия в Ангарске была действительно первая - не только по номеру, а по структуре.
- 90-е годы были временем очень активных перемен в школьной жизни, периодом перехода от жёстко регламентированных учебных процессов к свободе и творчеству, и мы в полной мере этим воспользовались, - вспоминает заместитель начальника департамента образования Иркутска Валентина Бужигеева. - Благодаря творческой неуёмности и управленческой смелости Людмилы Владимировны Раевской была создана и состоялась совершенно новая социально-психологическая служба, которая сопровождала все инновационные процессы, начавшиеся ещё в школе № 33, и позволившие ей стать гимназией № 1 города Ангарска.
Работать в принципиально новое учебное заведение пришли специалисты из музыкальных школ и дворцов культуры. А туда, где работают профессионалы, естественно, тянутся и родители, и дети.
- Через два года мы уже имели хорошую школу, потому что ребята, которые раньше создавали нам проблемы, стали совершенно другими. Они были заняты творчеством, потянулись к учёбе, и мы убедились в том, что эстетическое образование благотворно влияет на наших учеников, у них появляются амбиции, им хочется быть лучше во всём.
Психологическая перестройка
Интересно | |
---|---|
В 1991 году в Ангарске открылась гимназия №1.
Мы были первыми и в области, открывая такую гимназию. Потом к нам приезжали за опытом из Усть-Илимска, Усолья-Сибирского и других городов Приангарья. Совет гимназии № 1, состоящий из родителей, учеников и учителей, был первой подобной структурой в учреждениях образования Ангарска. Не один год его возглавляет Виктор Николаев, отец двоих детей - учеников гимназии. Он принимает участие в решении всех вопросов, касающихся жизни этого образовательного учреждения: от оплаты труда учителей до покупки школьного инвентаря. «Родители должны принимать активное участие в делах гимназии и личным примером воспитывать социальную активность в своих детях», - уверен Виктор Николаев. |
Правда, чтобы стать по-настоящему новой школой, необходимо было перестроить и психологию педагога. Центром внимания для него должен был стать каждый ученик, но, как отмечают и Людмила Раевская, и Валентина Бужигеева, в те годы зашоренное учительское мышление и штампы мешали их коллегам проявить настоящий интерес к ребёнку.
- Ведь все мы и учились, и начинали работать в авторитарной школе, - говорит Людмила Владимировна. - И в нашей гимназии очень авторитарные были учителя, перестроить их психологию на новый лад было нелегко.
Потрясающую работу в этом плане проделала заместитель директора Наталья Михайловна Хвойнова: она провела исследование среди учеников, как им живётся в гимназии, как они себя ощущают на уроках (причём вопросы касались каждого учителя и каждого предмета), вне уроков. В ходе этого мониторинга Наталья Михайловна проанализировала девяносто шесть эмоций! В итоге в гимназии задумались не только об эстетическом воспитании, но и о здоровье детей, и разработали специальную программу «Здоровье». Это «семь цветов радуги», которые вливаются в белый цвет - «Я». Она направлена не только на сохранение физического здоровья учеников, но и психологического, духовного, эмоционального, нравственного и т.д. В гимназию пришли работать врач-педиатр, гигиенист, психотерапевт, появилось очень много специалистов, заинтересованных в разностороннем развитии личности ребёнка, что для Ангарска тогда было вообще впервые.
- Когда дети почувствовали себя здесь комфортно, они полюбили и гимназию, и учителей, - констатирует Людмила Владимировна. - Наши выпускники не забывают свой «второй дом», очень скучают по нему и всегда сюда стремятся. Некоторые ребята, живущие в других городах, когда приезжают в Ангарск, прямо с самолёта едут сначала в гимназию. 1 сентября, если они ещё не в вузах, обязательно приходят на торжественные линейки, а весной - на последний звонок.
Рейтинг доверия
Но самым наглядным подтверждением искренней любви к гимназии служит, пожалуй, тот факт, что многие её выпускники возвращаются сюда уже в качестве учителей. Среди них руководитель структурного подразделения иностранных языков, учитель немецкого языка, а ещё лучший учитель области и лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года» Елена ИВАНОВА; заместитель директора гимназии по ОБЖ Татьяна ПАНЮШЕВА; учительница истории Лилия ШАЙХУТДИНОВА; учительница немецкого языка Наталья ПАРАМОНОВА.
Преданность гимназии её выпускников выражается и в том, что они приводят сюда учиться уже своих детей. Например, у руководителя управления Федеральной налоговой службы по Иркутской области Константина ЗАЙЦЕВА ангарскую гимназию № 1 закончил старший сын, а средний пойдёт в шестой класс.
- Всё самое главное в человека закладывает средняя школа, - уверен Константин Борисович. - Насколько в ней хороша атмосфера, насколько преподавательский коллектив относится к тебе с пониманием, насколько он сумеет вовлечь ребёнка в мир знаний, настолько потом человек в жизни реализуется и приносит пользу обществу. Я очень благодарен школе и её учителям за те знания, которые получил и которые помогли мне достичь поставленных целей. Директору гимназии Людмиле Владимировне Раевской удаётся сплотить преподавательский коллектив и привлечь ребятишек к знаниям, создать атмосферу творческую и в то же время учебную.
Фото из архива Ангарской гимназии №1 |
СЛОВО О ГИМНАЗИИ
Жанна ИГУМНОВА, декан факультета социальных наук ФГБОУ ВПО «Иркутский государственный лингвистический университет»:
Наш университет сотрудничает с гимназией № 1 города Ангарска с 1992 года. В этом учебном заведении создан, по моему мнению, единственный в области комплекс «дошкольное учреждение - средняя школа - университет». Основным показателем успешности педагогического коллектива, как известно, являются его ученики, а выпускники ангарской гимназии № 1 всегда с успехом поступают в наш университет и практически все являются лауреатами стипендий президента РФ, губернатора Иркутской области, учёного совета университета, среди них есть немало победителей международных олимпиад по разным специальностям.
Кроме этого, очень важно, что выпускники гимназии - это здоровые дети. Они не болеют, занимаются спортом, ведут активный образ жизни. Сейчас это успешные люди, которые работают как в нашей области, так и в других крупных российских городах и за рубежом.
Сотрудничая с гимназией, мы обогащаем и себя, и её преподавателей. Мы провели очень много совместных семинаров, различных форумов и конференций. Очень много иностранцев интересуются работой ангарской гимназии № 1, приезжают туда для обмена опытом.
Людмилу Владимировну Раевскую можно без преувеличения назвать гениальным руководителем. Меня удивляет, что у неё всегда готов план работы уже на следующий учебный год, она заранее знает, как будут развиваться дела в её гимназии. Она внедряет в работу все самые современные инновации, которые появляются в учебном процессе. Поэтому вовсе не случайно, что гимназия № 1 Ангарска - одно из лучших учебных заведений как в Иркутской области, так и в Российской Федерации.
Валентина БУЖИГЕЕВА, заместитель начальника департамента образования Иркутска:
Судя по внешнему рейтингу, гимназия № 1 Ангарска - очень успешное учреждение образования, востребованное в Ангарске. Я не слышала, чтобы на это учебное заведение кто-то жаловался. Я думаю, что во многом это благодаря тому, что в школе сохраняется та же творческая свобода, как и 20 лет назад. Хотя сейчас школьное образование опять стало жёстко регламентированным.