497

Учитель Next. Как молодые педагоги меняют имидж профессии

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 40. «АиФ в Восточной Сибири» 01/10/2014
Как сделать, чтобы за учительской профессией закрепился имидж успешного человека знает наш герой.
Как сделать, чтобы за учительской профессией закрепился имидж успешного человека знает наш герой. Из личного архива

Учебник уже давно перестал быть библией знаний. Хотим мы того или нет, но современный ученик сейчас с головой погружён в Интернет, с его бесчисленными источниками информации и сотнями трактовок одних и тех же событий. Чтобы поспеть за прогрессом, учителю приходится усиленно развиваться наравне со своими подопечными.

В преддверие Дня учителя «АиФ» встретился с Андреем Трошиным, довольно молодым - по общепринятым стандартам, 38-летним директором иркутской гимназии № 3 - экспериментальной площадкой по введению нового федерального государственного образовательного стандарта в школе.

- Конечно, систему советского образования никто пока не отменял, - говорит Андрей Трошин. - Я думаю, плюс нынешней системы обучения в том, что мы не просто копируем европейскую или американскую схему подготовки учеников, в которой свыше половины учебного процесса приходится на самостоятельную работу. Мы берём лучшее оттуда, но не забываем о своих особенностях, поэтому научность, базовые знания подаются в прежнем объёме, но при этом вводят и новый формат работы, где ребёнку дают определённую информационную свободу.

Андрей Трошин не стесняется быть разным. Фото: Из личного архива

Досье:
Андрей Трошин закончил ИГПУ в 1998 году. Сразу пошёл в школу № 40 учителем русского и литературы. С 2000 года работает в гимназии № 3. В 2010 назначен директором, но продолжает преподавать литературу в старших классах. Победитель областного конкурса «Учитель года - 2004», дипломант Всероссийского конкурса «Учитель года - 2004», призёр городского конкурса педагогов «Признание» 2010 года.

Преподаватель в банке?

Карина Евдокименко, «АиФ-Иркутск»: - Андрей Сергеевич, почему школы испытывают дефицит молодых учителей и с какими проблемами сталкиваются специалисты, впервые вставшие за учительскую трибуну?

Андрей Трошин: - Ко мне довольно часто приходят специалисты через 2-3 года скитаний. Посмотришь в их резюме: закончила педагогический, год отработала каким-то секретарём, год в банке на электронных аппаратах. В обществе прочно засел стереотип о маленькой учительской зарплате. Наивные выпускники, отправляющиеся работать не по специальности, думают, что где-то в другом месте они будут получать гораздо больше. Но ведь у них нет ни стажа, ни образования. Конечно, пока начинающий учитель не обзавёлся категорией, первые года два его зарплата в школе будет невелика, но после аттестации, когда он действительно начнёт погружаться в работу, получит не только достойную зарплату, но и моральное удовлетворение от своего труда.

Фото: Из личного архива

Проблема молодых педагогов в том, что они далеки от практики. Много интересного узнают в своих вузах, но когда приходят в школу, просто не знают, как это применять и что такое «выйти на класс». Поэтому прежде всего учитель нуждается в психологической поддержке. Я всегда рекомендую моим специалистам приходить на уроки «мэтров», смотреть на работу старших товарищей. Ведь это серьёзная проблема, когда педагоги с большим опытом, при этом талантливые, стареют, уходят на пенсию, а свой опыт так никому и не передают.

- Как часто между новым учителем и детьми возникают конфликты?

- Больше проблем возникает в контакте с родителями. Родительское сообщество в целом по России сейчас сильно изменилось, родители стали более требовательны, порой они входят в структуру управления образовательным учреждением. Активную позицию занимает и родительский комитет, и, конечно, все папы и мамы хотят, чтобы их ребёнку предмет преподавали на самом высоком уровне. Но когда в школу приходит новый для профессии человек, все понимают, что работать с 1 сентября на уровне педагога-профессионала с 20-летним стажем он, естественно, не будет. На общих встречах нам удаётся убедить родителей, что молодого учителя необходимо поддержать, иначе можно просто спугнуть и он сбежит из школы навсегда.

«Хороший педагог должен позиционировать себя ярко не только на уроках, но и в жизни». Фото: Из личного архива

Неудачнику у доски не место

- Раньше считалось, что школа - второй дом для ребёнка и учитель обязан воспитывать школьника не меньше родителей. Какую роль современный учитель занимает в жизни детей?

- В этом вопросе как раз ничего не меняется. Порой родители настолько поглощены бизнесом, что с учителем ребёнок в день общается гораздо чаще, чем с мамой и папой. Поэтому учитель должен всегда оставаться своему ученику хорошим товарищем. И здесь самую главную роль играет его личность. Как бы это грубо ни звучало, но если ты сам неудачник по жизни, то глупо рассчитывать, что дети за тобой пойдут, и уж тем более, что ты чему-то научишь подрастающее поколение. Если учитель курит, то как он может требовать обратное от учеников, если он пьёт, то никто не станет слушать его лекции о вреде алкоголя. Хороший педагог должен позиционировать себя ярко не только на уроках, но и в жизни. Современные учителя - это люди с интересными хобби, спортивные и творческие, которые умеют красиво говорить, красиво одеваться, и не чувствуют себя ни в коем случае ущербными. Сделать так, чтобы за учительской профессией прочно закрепился имидж достойного и успешного человека - вот одна из основных государственных задач. А держать в школе заморенного, испуганного учителя, шагающего с какими-то авоськами, вечно жалующегося на уроки - это просто недопустимо, мне кажется.

Фото: Из личного архива

- Как учителю сохранить свой авторитет, когда любой учебный материал можно найти в глобальной сети?

- Тот материал, который учитель подбирает для своего урока, он тоже зачастую он берёт в Интернете. Здесь всё зависит от профессионализма педагога. Сложность работы в современной школе в том и заключается, что подать материал учитель должен мастерски, по-новому, интересно. Сейчас много школ в городе отремонтировано по последнему слову техники, в них есть всевозможные технические средства, проекторы, мультимедийные доски. Но даже этим сейчас никого не удивишь. Приведу пример. Работал я над уроком «Жизнь и творчество Пушкина». Казалось бы, что нового можно привнести в эту тему - зайди на любой литературный сайт или в Википедию и найдёшь там про великого поэта всё. Я не поленился сходить в библиотеку им. Пушкина и нашёл там такие материалы, которых до сих пор в Интернете нет! Добавил к ним презентацию, разбавил фрагментами из фильмов - и увлекательный урок готов. А школьники сейчас раскованные, некоторые могут так прямо и заявить, что ему неинтересно, когда учитель что-то бубнит по бумажке, и что он напрасно потратил сорок минут, когда и сам мог это найти и прочитать.

- Какие дисциплины сейчас больше всего интересуют школьников?

- Акцент сместился в сторону физико-математического направления, гуманитарные дисциплины перестали вызывать тот интерес, что раньше. Мы хотим учиться считать деньги, но почему-то не хотим учиться формировать души людей, ведь именно гуманитарные дисциплины, как мне кажется, позволяют нашему миру балансировать на весах добра и зла. Хотя извечный спор физиков и лириков никто не отменял. Наверное, многие дети и их родители считают, что гуманитарии всегда нищенствуют. Но я уверен, что в современном мире талантливый человек сможет заработать в любой профессии, если ему действительно интересен тот профиль, в котором он трудится.

Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах