Примерное время чтения: 8 минут
131

В новое столетие - с новыми задачами

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 47. "АиФ - В Восточной Сибири" 18/11/2009

Отныне выпускники вуза будут получать дипломы Восточно-Сибирской государственной академии образования. С чем связано переименование, какие изменения ждут вуз и как к этому отнеслись преподаватели и студенты, выяснял корреспондент «АиФ в Восточной Сибири».

- Изменить тип учебного заведение нас побудила логика. Оценив ситуацию в стране и на рынке образования, мы поняли, что можем существовать в новом качестве, - пояснила проректор по учебной работе Восточно-Сибирской государственной академии образования Ольга Кузнецова. - Мы по-прежнему остались высшим учебным заведением, изменился лишь его тип.

Как известно, законодательство РФ не предусматривает каких-либо преимуществ или ограничений для выпускников аккредитованных институтов, академий или университетов. Все три типа учебных заведений реализуют программы высшего и послевузовского профессионального образования, осуществляют подготовку, переподготовку и  повышение квалификации работников высшей квалификации, научных и научно-педагогических работников, выполняют фундаментальные и прикладные научные исследования. Институт, академия и университет отличаются лишь количеством так называемых укрупнённых групп. Университет охватывает широкий спектр специальностей из разных областей и должен вести подготовку по семи и более укрупнённым группам специальностей. Академия имеет более специальную направленность, достаточно одной укрупнённой группы. У нас их четыре.

Вуз верен себе

- Став академией, мы остались верны себе, - подчёркивает Ольга Владимировна. - Это было осознанное решение. На собрании трудового коллектива преподаватели и студенты единогласно признали, что вузу нужно сохранить свою нишу - нишу образования. Сегодня все высшие учебные заведения области являются не партнёрами или друзьями, а конкурентами, которые ведут между собой борьбу за абитуриентов. Если бы мы остались университетом, то нам пришлось бы «бороться» с другими вузами, чтобы набирать студентов по специальностям и направлениям, которые никак не связаны со сферой образования.

Однако, сохранив верность себе, вуз несколько сместил акценты. До сих пор считалось, что педагогический университет готовит только учителей и выпускник педвуза обязательно должен работать преподавателем в школе или другом учебном заведении. Сейчас же громкое название «Восточно-Сибирская государственная академия образования», кстати единственное за Уралом учебное заведение такого уровня, обязывает вуз к большему. Отныне академия будет готовить не только учителей, но и работников образования, то есть управленцев - людей, которые способны организовать сам процесс образования.

Таким образом, изменение типа учебного заведения пошло лишь на пользу вузу. На базе академии появились два института - педагогический и институт психологии. Педагогический институт объединил в себе факультет педагогики, факультет дошкольной педагогики и психологии, а также кафедру общей педагогики, которая до этого была межвузовской. В результате сейчас в институте действует пять кафедр. На образовательный процесс данное нововведение повлияло только с лучшей стороны.

Органичное слияние

- Традиционно факультет педагогики и факультет дошкольной педагогики и психологии существовали в одной связке, под одним крылом. С объединением они стали органичным целым, сохранив те задачи, которые выполняли ранее, - отмечает директор педагогического института Восточно-Сибирской государственной академии образования Наталья Пядушкина. - Ведь уровень подготовки во многом зависит от того, что каждый год ты не отбрасываешь, а по крупицам собираешь всё наработанное. Я убеждена, что не надо ничего рушить, надо только совершенствовать. В результате получается что-то новое. Сегодня мы значительно продвинулись вперёд, - считает Наталья Николаевна. - В вузе зародились новые традиции, но и старые не забыты.

В объединении двух факультетов и одной кафедры в педагогический институт Наталья Пядушкина видит только преимущества. Усилился кадровый состав, так как в институт пришли преподаватели и доктора педагогических наук с кафедры общей педагогики, прибавилось очень много профессионалов с факультета дошкольной педагогики и психологии. Кроме того, студентам стало намного интереснее учиться, потому что появились ребята с другого факультета. Они принесли свои традиции, знания, идеи, видение профессии.

На сегодняшний день в институте учится 1480 студентов, в то время как раньше их было всего 600. Здесь готовят как специалистов (по начальному и дошкольному образованию), так и бакалавров и магистров по шести программам. В связи с введением новых госстандартов в педагогическом институте идёт активное расширение системы бакалавриата.

- Если раньше мы набирали бакалавров только по профилям «социальная педагогика», «психология», «воспитательная работа», то теперь к ним добавляется дополнительное образование, - поясняет Наталья Николаевна.

Тревога сменилась гордостью

Переименование Иркутского государственного педагогического университета в Восточно-Сибирскую государственную академию образования и создание на её базе двух институтов оценили и студенты. «Для нас это ещё один приятный момент - мы стали отраслевым вузом, который готовит специалистов для сферы образования, - делится студент 4 курса педагогического института Никита Семёнов. - Теперь мы понимаем, что в образовании можно работать не только учителем, но и управленцем, организатором процесса обучения.

Сокурсница Никиты Юлия Грехова признаётся, что сначала не знала, как относиться к переименованию университета в академию. «Среди студентов прошла тревожная волна, - вспоминает девушка. - Ведь мы пришли учиться в университет, очень этим гордились, поэтому, когда встал вопрос о переименовании, конечно, переживали. Но постепенно осознали все преимущества академии и сейчас с гордостью произносим новое название - «Восточно-Сибирская государственная академия образования». И всем говорим, что учимся в единственной за Уралом  академии образования».

Каких-то кардинальных изменений в образовательном процессе и взаимоотношениях с преподавателями студенты не заметили.

- Мы по-прежнему не сидим на месте: постоянно участвуем в каких-то олимпиадах, проектах, педагогических мастерских, - рассказывает Юля. - Так, на уровне своей группы организовали волонтёрское движение, которое реализует различные социальные проекты. Работаем в основном с группами риска - начиная от воспитанников колоний строго режима и заканчивая обычными школьниками.

Видение профессии

Такие социальные проекты дают ребятам возможность реализовать себя, попробовать в разных сферах деятельности. За сто лет существования в вузе создана мощная исследовательская база, сегодня научная работа выросла в серьёзные соцпроекты, которые осуществляют сами студенты.

- В нашем вузе инициатива со стороны студентов не только приветствуется, но и всячески поддерживается и развивается, - отмечает Юлия Грехова. - В академии созданы все условия для реализации возможностей будущих специалистов-педагогов. Здесь мы не столько получаем знания, сколько формируемся как личности. Преподаватели учат нас прежде всего любви к другому человеку, формируют видение мира, главным правилом в котором является аксиома «без любви к ребёнку не может быть педагога».

Юля и Никита очень надеются, что рано или поздно переломится отношение к учителю и педагог вырастет в глазах общества. Именно с этой целью они выбрали профессию учителя. Наталья Пядушкина тоже убеждена, что без помощи самого учителя престиж школы не удастся поднять.

- Всё начинается с учителя, - считает она. - Если мы не посмотрим сами на себя и не начнём самосовершенствоваться, ничего не выйдет. Педагог должен любить свою профессию, одно повышение зарплаты не решит проблемы.

После окончания бакалавриата Юля и Никита собираются поступать в магистратуру. Они считают, что им повезло быть в числе первых выпускников бакалавриата. Ведь на них лежит большая ответственность - доказать работодателям, что звание бакалавра заслуживает не меньшего уважения, чем звание специалиста. «Хочется развиваться, привнести в мир что-то лучшее, восполнить пробелы в современной системе образования. Тем более возможностей для этого много, потенциала достаточно, энтузиазма пока тоже хватает», - оптимистично рассуждают ребята. А мы в свою очередь надеемся на них и желаем успехов!

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ-5 читаемых

Самое интересное в регионах