А ведь когда-то, в советские времена, перед образом учителя-наставника преклонялись, воспевали его.
Сегодня же мы имеем только скандальный телесериал «Школа» - о жестокости и непослушании подростков, равнодушии и корысти педагогов.
«В школах города Иркутска такого нет», - авторитетно заявила Надежда Тютрина, директор лицея № 47, в стенах которого проходила встреча руководителей учебных заведений с губернатором Дмитрием Мезенцевым. Говорили о проблемах в системе образования, образе учителя XXI века, потребностях современных школьников. Глава региона предложил практиковать уроки от «випов», пообещал начинающим специалистам поддержку и попросил педагогическое сообщество быть более требовательным к власти.
Наш ответ столичной «Школе»
«Разговорить» директоров образовательных учреждений Иркутской области Дмитрий Мезенцев решил вопросом об их реакции на облик школы, представленный в одноимённом сериале, премьера которого состоялась на ТВ в начале этого года (между прочим, объявленного в России Годом учителя).
- Наша педагогическая общественность, да и сами дети, были просто возмущены содержанием фильма. Это настоящая инструкция для ребят по агрессии и просто оскорбительно для педагогов! Собрали негативные моменты со всех учебных заведений, создав утрированные образы учеников и их наставников, - заявила заслуженный учитель России Надежда Тютрина.
- А какой сегодня учитель Приангарья? - поинтересовался губернатор.
- Хороший, любит своё дело, любит детей, - высказался руководитель Ангарского лицея № 2 Виктор Беркут. - Подавляющее большинство преподавателей работают с полной самоотдачей и добиваются заметных результатов.
И почему бы не продемонстрировать такую преданность профессии в небольшом публицистическом фильме, посвящённом педагогическому цеху региона? По мнению Дмитрия Мезенцева, такую идею вполне реально воплотить в жизнь.
Правда, как признали собравшиеся, нынче учитель немного уступает своим воспитанникам по набору современных навыков. А ведь очень важно, уверен глава региона, шагать в ногу с молодёжью: легко управляться с передовыми техническими средствами типа «Айпод», разбираться в музыкальных и литературных новинках. И в то же время на протяжении десяти лет помогать ребятам в формировании картины мира, определении базовых ценностей и модели поведения во взрослой жизни. Именно в школе должны быть созданы все необходимые условия, в том числе соответствующий нравственный климат, для социализации подростков.
«Випы» в роли учителей
А кто лучше всех поведает школярам о том, что творится вокруг, как не сами участники политических и социально-экономических процессов, протекающих в области? В этой связи Дмитрий Мезенцев припомнил одно из заседаний регионального правительства, по итогам которого было решено периодически «делегировать» в школы министров.
- Отчего затёр поручение? - обратился губернатор к министру образования Иркутской области Виктору Басюку, который тут же ответил, что «все поддержали эту инициативу» и «стали ходить».
Например, проводили тематические уроки в преддверии Дня Победы и под конец учебного года наведывались. А вот с кого пример надо брать, так это с министра здравоохранения региона Гайдара Гайдарова: как выразилась Надежда Тютрина, он вообще из лицея «не выводится». Да и депутаты городской Думы, по словам спикера Андрея Лабыгина, принимают в школьной жизни самое активное участие.
В числе высоких гостей, которых доводилось принимать, руководители образовательных учреждений называли и знаменитых писателей, с упоением повествующих о своей профессии, и первоклассных учёных, что рассказывали ребятам о нанотехнологиях и устройстве большого адронного коллайдера.
- Я считаю, что если не только по праздникам и красным датам члены областного правительства, известные люди и почётные граждане Приангарья будут приходить в школу, а это станет системой, резонанс среди учащихся будет куда выше, - отметил губернатор.
«За бугром» не всегда лучше
Однако нынешние выпускники иркутских школ предпочитают получать высшее образование в других регионах России. По словам Виктора Беркута, уезжают, в основном, в Москву, Санкт-Петербург, Красноярск, Новосибирск, Томск. Вот лишь один яркий пример. Выпускница ангарского лицея Лилия Лохова, получившая высший балл по двум основным предметам (ЕГЭ по русскому языку и математике) и 96 - по химии, станет студенткой химфака МГУ.
- И это неудивительно, если мы даже отличникам не можем предоставить хорошую работу, достойную заработную плату, жильё, - подчеркнул директор ангарского лицея.
Но ведь нет никакой гарантии, что в мегаполисе молодой человек быстро адаптируется и сможет построить блестящую карьеру.
- Москва - это громадный и трудный город, уже не очень комфортный, с очень жёстким набором требований к «новичкам». Нужно понимать, что ежедневно до четырёх часов своего личного времени придётся тратить на дорогу до места работы, что начинать придётся не с самой престижной профессии, - описал «прелести» столицы Дмитрий Мезенцев. - Наверное, Москва перенасыщена ещё и потому, что оценка «малой родины» у ребят ниже, чем нам бы хотелось. Существует ещё и предубеждение о том, что там, «за углом», всегда лучше, можно заработать «шальные» деньги.
В подтверждение своих слов глава региона рассказал о том, как тяжело ему было убедить девушку, успешно окончившую в этом году школу и твёрдо решившую поступать на факультет журналистики МГУ, остаться в областном центре. Ей гарантировали место в общежитии, а один из топ-менеджеров, «пойманный за рукав» губернатором, пообещал будущей «акуле пера» грант в размере 50 тыс. рублей.
- И даже после этого я видел неуверенность в глазах выпускницы и её мамы. У них нет убеждённости в том, что они поступают правильно. Сильна вера в то, что именно в Москве дочь состоится как выдающийся журналист или продюсер, - поделился впечатлениями Дмитрий Мезенцев. - Можно говорить о том, что в других субъектах лучше, не препятствовать детям, которые собрались уезжать, и в результате добрую их половину потерять для большой жизни. Ведь реализоваться без корней, родителей, среды, которая формируется годами, очень сложно.
Родной город способен преобразиться
А чтобы у талантливых и перспективных ребят не возникало мысли покидать родной край, здесь необходимо создать комфортные условия для работы и отдыха. Горожане должны поверить в то, что Иркутск может преобразиться. И лучшим тому доказательством станет выполнение всех предъюбилейных обещаний.
- Я считаю, что 350-летие областного центра - это для нас шанс показать, что город способен становиться престижнее и удобнее, что точек социальной активности и интерактивного отдыха может быть больше. Однако пока буду с вами откровенен, дела идут медленнее, чем хотелось бы. И не только потому, что объектов много, а юбилей на носу. Существует огромный объём недоверия, нет объединяющего драйва.
А вот акции народного протеста в последнее время участились. И порой, по словам губернатора, они происходят совершенно на ровном месте:
- Взять тот же Ангарск. Лучшая обеспеченность детскими садами по области, но… «марш детских колясок», наименьший в регионе рост тарифов, но пикеты у администрации и серого дома. А дети, которые не очень понимают, для чего все эти митинги и чего хотят эти кричащие дяди, разве будут любить свою «малую родину»? Нет, они поедут туда, где спокойнее и комфортнее.
В этой связи глава региона призвал учителей стать такой силой, которая бы больше спрашивала с власти за реальное положение дел на территории, но только посредством предметного диалога. Быть может, тогда чиновники и станут повнимательнее к проблемам населения.
Жильё и гранты - учителям Приангарья
В свою очередь областное правительство готово поддерживать педагогическое сообщество, и перво-наперво - молодых специалистов. Так, ко Дню учителя среди школьных педагогов будут определены победители конкурса (таковых должно быть 100 человек) на получение грантов губернатора в размере 250 тыс. рублей каждый. Более того, Дмитрий Мезенцев предложил изыскать средства в областной казне на премии для начинающих учителей, которые только пришли в профессию, но уже успели зарекомендовать себя добросовестными, честными и профессиональными. До конца года предполагается поощрить таким образом 100 лучших молодых специалистов.
Кроме того, в текущем году минобразования области должно проработать вопрос о предоставлении жилья нескольким десяткам молодых педагогов общеобразовательных сельских школ. В городах также будет строиться социальное жильё для учительской молодёжи - на условиях софинансирования из регионального и местных бюджетов.
Кстати:
Для поднятия престижа профессии губернатор предложил учредить звание заслуженного работника образования. Эта инициатива нашла отражение в новой редакции закона «О наградах и почётных званиях Иркутской области». Возможно, на сентябрьской сессии Законодательного Собрания региона документ будет принят в первом чтении. Тогда уже в этом году самые достойные официально станут «заслуженными».