Примерное время чтения: 5 минут
219

Я бы в техникум пошёл. Есть ли перспективы у среднего профобразования?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 39. АиФ в Восточной Сибири 28/09/2022
Число бюджетных мест в колледжах и техникумах растёт.
Число бюджетных мест в колледжах и техникумах растёт. / Валерий Христофоров / АиФ

2 октября отмечается День среднего профессионального образования России. Он был учреждён в июле этого года указом президента, что подтверждает убеждение многих экспертов о том, что среднее профобразование начинает возрождаться. Подробности – в материале irk.aif.ru.

Бюджетные места – всем желающим

С этим согласны и участники круглого стола, который прошёл в редакции «АиФ в ВС». Заместитель министра образования Иркутской области Елена Апанович напомнила, что в регионе действуют 80 организаций СПО, в том числе частные. Из более 51 тысячи студентов техникумов и колледжей 41 тысяча – бюджетники. Список специальностей согласовывается с перечнем приоритетных в регионе, в котором в среднем значатся до 80 профессий, по 77 из них система СПО готовит специалистов.

«По нацпроекту «Молодые профессионалы» Иркутская область смогла привлечь федеральные деньги на оборудование мастерских для организаций системы среднего профессионального образования, – говорит Елена Владимировна. – Так, за четыре последних года мы смогли обустроить 33 современные мастерские в семи учреждениях. В этом году добавим ещё 17, а до 2024 года – ещё 30».

Как отмечают в Минобразования, в первую очередь мастерские оборудуем там, где готовят остродефицитных специалистов – для сферы строительства, информационных технологий, педагогики, машиностроения, здравоохранения. Каждая из них работает не на одну образовательную организацию – это ресурсный сетевой центр для всей территории, и другие колледжи и техникумы могут работать в них, проводить профориентационные уроки для школьников, демонстрационные экзамены.

«Последние три года отмечается рост контрольных цифр приёма, мы намерены увеличивать их на 5% ежегодно, – рассказывает Елена Апанович. – Растёт и число бюджетных мест – сейчас их 12 429, то есть около 90% выпускников 9-х классов региона могут поступить на бюджетные места в колледжи и техникумы. Однако конкурс бывает сравним с вузовским и порой доходит до 10 человек на место».

Парикмахеры и повара – в лидерах

По словам директора Иркутского техникума речного и автомобильного транспорта Евгения Торунова, у них в этом году на 150 бюджетных мест подано 512 заявлений. Лидеры традиционные – парикмахеры, автомеханики и повара, далее судоводители, судомеханики.

«Троечники у нас, конечно, могут поступить, но средний балл аттестата у наших абитуриентов ежегодно повышается и сейчас составляет 3,6, – говорит Евгений Александрович. – Мы наблюдаем рост интереса к подготовке студентов и со стороны работодателей. Среди наших партнёров – все предприятия, которые занимаются судоходством, а также примерно два десятка станций техобслуживания. Они корректируют учебную программу под свои нужды, предоставляют места для производственной практики, участвуют в оценке знаний при аттестации. В итоге из наших выпускников трудоустраиваются 67-70%, из них 54-57% – по специальности, остальные либо идут служить в армию – 15-20%, либо продолжают обучение в вузах, таких около 10%».

Предприятия региона активно вкладываются в инфраструктуру колледжей и техникумов, в их общежития и обучающее оборудование. Они нередко становятся участниками кластеров, организованных на базе учреждений СПО. Так, в прошлом году по итогам федерального конкурса Иркутская область выиграла средства на создание сельскохозяйственного кластера на базе Тулунского аграрного техникума, в него вошли также заларинская, иркутская, усольская образовательные организации сельхознаправления. В этом году регион получил средства на создание ещё двух кластеров, которые появятся в следующем году, – в сферах энергетики и металлургии.

Нередко колледжи сами внедряют новые формы обучения и сотрудничества с работодателями. Как рассказала директор Балаганского аграрно-технологического техникума Вера Постникова, на их базе действуют собственные малые фирмы, которые называются лабораториями, где студенты на деле постигают свою будущую специальность.

«Наша пекарская лаборатория обеспечивает хлебом и хлебобулочными изделиями школы и детские сады района, – уточнила Вера Николаевна. – Студенты по направлению «повар, кондитер» под руководством мастеров ежедневно проходят весь процесс изготовления хлеба – от закваски до отгрузки и оформления документов. Более того – от посева зерновых, поскольку ребята с направления «эксплуатация сельхозмашин» засевают и убирают зерновые на полях местного фермера. Студенты по специальности «продавец, контролёр-кассир» работают в учебном магазине, где продают хлеб, хлебобулочные изделия, производственные и непроизводственные товары, учатся работать с онлайн-кассами, документами, товарами. А ребята, обучающиеся ремонту, обслуживанию, эксплуатации сельхозмашин и оборудования, работают на нашей СТО – предоставляя услуги шиномонтажа населению и госучреждениям».

Ответная забота о педагоге

Для лучшего понимания пожеланий потенциальных работодателей в Иркутском колледже экономики, сервиса и туризма проводят опросы топ-менеджеров региональных предприятий. Как рассказала замдиректора по учебно-методической работе колледжа Галина Нагорнова, сейчас планируется провести такое анкетирование среди топовых руководителей крупных компаний, чтобы узнать, какие качества секретаря, офис-менеджера ценятся более всего. А у директоров кредитных организаций намерены разузнать особенности психологии банковских топ-менеджеров.

«Несмотря на трудности, педагогам организаций системы среднего профессионального образования удалось сохранить высокий статус рабочих профессий, – убеждена председатель Иркутской областной организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ Валентина Федосеева. – Люди хотят работать, и надо их поддержать. Педагог должен быть не только образцом специалиста, но и человека. Важна адекватная зарплата. Это не меркантильный вопрос, а жизненная необходимость. Постоянное повышение своего профессионального мастерства требует времени. Надо привлекать педагогические кадры в систему СПО, чтобы снизить нагрузку на каждого».

КСТАТИ

Организации среднего профессионального образования Приангарья ежегодно выпускают около 13 тысяч ребят, из них около 8 тысяч – с дипломами по приоритетным для региона специальностям. Самые высокие показатели трудоустройства – от 80 до 100% – у выпускников по направлениям «акушерское дело», «дошкольное образование», «сестринское дело», «туризм», «механизация сельского хозяйства», «экономика» и «бухгалтерский учёт».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ-5 читаемых

Самое интересное в регионах