Приводим впечатления актёра Андрея Мерзликина, прочувствовавшего жизнь Александра Вампилова как свою. Вживаясь в роль, роль биографическую, сложную, неоднозначную, актёр берёт на себя огромную ответственность. Даже если ещё до съёмок «Облепихового лета» было ясно, что фильм о великом драматурге Александре Вампилове не документальный, а художественный. Задача – показать личность, а не портретное сходство. Андрей Мерзликин, сыгравший главного героя, засел за дневники и письма писателя. Тем более интересен его взгляд. «АиФ» сделал подборку самых ярких его цитат.
Факт первый. «Где я и где Вампилов». Согласиться на роль было трудно
«Каким-то странным чудом режиссёр Виктор Алфёров рассмотрел во мне будущего исполнителя роли Александра Валентиновича Вампилова. Мы познакомились, а потом меня спросили: «Как я отношусь к Вампилову?» Я ответил, что прекрасно отношусь, поинтересовался, в чём цель любопытства. «Мы хотим снимать фильм о жизни и судьбе Вампилова», – отвечают. Я говорю – замечательная, хорошая, правильная, необходимая идея. Но когда предложили мне его сыграть, я сказал: «Да вы что, с ума сошли? Где я и где Вампилов?! Я же не хочу, чтобы про меня говорили, что, мол, «У Мерзликина с головой что-то не в порядке». В общем, долго отнекивался, приводил много всяких разных доводов, но в конце сказал «Да!». По одной простой причине – такие предложения редко делают, в жизни даже редко. И, чтобы не жалеть потом, что испугался и смалодушничал, дал согласие. Здесь нужно было дерзнуть и в силу глубокого уважения просто подойти более деликатно к исполнению этой роли.
Мы готовились к съёмкам, много читали, смотрели. Максимально пытались найти даже какое-то визуальное сходство. Как мне кажется, иногда даже что-то удавалось художникам-гримёрам. Но для меня самое главное в принятии решения было глубокое уважение к фигуре великого русского драматурга Александра Вампилова».
Факт второй. «Мы затронули два последних года жизни драматурга»
«Облепиховое лето – это не сериал. Мы затронули лишь два последних года жизни Александра Вампилова, и заканчивается картина его трагическим уходом. Поэтому нельзя показать его в студенческие годы – весёлого, с гитарой. Его любили все девчонки и мальчишки, потому что он – душа компании. Этот человек знал толк в радости, умел быть весёлым.
А тот Вампилов, которого мы застаём в нашей картине, – рефлексирующий, переживающий, решающий какие-то глубокие экзистенциальные драмы, связанные с тем, что его не печатают или не берут на театральную сцену, зрелый человек. Если бы не его скоротечный уход, я думаю, что Александр Валентинович увидел бы и победу на театральной московской сцене.
Факт третий. «Он судил себя по Чехову»
Мы много читали, изучали дневники и письма. И было понятно, что уже есть начало будущего успеха. Уже родилась большая звезда. Как сказал кто-то, Гагарин русской драматургии и русской театральной сцены. А ему была свойственна скромность, внутренняя глубина, как обычно подобает людям такого уровня и масштаба.
Когда читаешь его пьесы, чувствуешь, что это был великий драматург. Но в жизни-то Вампилов был обычным человеком, и переживал за судьбы обычных людей, у каждого из которых – свои проблемы, своя жизнь. В которой мало, может быть, героического, но много разного. И пьесы свои он и про себя тоже писал. И не про себя хорошего, а про себя разного. Огромную силу надо иметь, чтобы показать, пусть и в третьем лице то, о чем люди обычно не говорят вслух. Как сейчас в соцсетях – создается позитивная «картинка». А о неудачах не говорят. Кому хочется, чтобы об этом все знали? Нет! А Вампилов это всё вынес на сцену.
Кинуть вызов, посоревноваться с представителями великой русской культуры? Сложно. А для него это была задача номер один. Он видел себя в этой системе координат, соизмерял себя сквозь призму Чехова, Пушкина – вот куда стремился. А то, что иногда советуют – пиши, будь самобытным писателем, ну это проще всего. А стремление его к этой вершине неожиданно опирается на то, что я в нём нахожу человека, который помнит, откуда он и где он родился. Его правдой в драматургии, как и у Шукшина, является то, что ты сам увидел, пережил. И ты признаёшься в любви к тем людям, с которыми ты живёшь.
Факт четвёртый. Он постоянно думал об отце
В фильме акцент сделан на тему потери отца. Александр Вампилов, человек, которого отец назвал в честь Александра Пушкина, жил с этим пониманием, с раной в душе от несправедливости исторического времени, в котором отца не стало.
Со временем репрессий. Это ведь не просто потеря близкого человека – здесь образная любовь, аллегорическая, это можно почувствовать. Это не просто желание мальчика иметь папу, с которым бы разговаривал. В этом любовь через отца ко всему Отечеству.
Факт пятый. Он любил Кутулик и Байкал
Любовь к Байкалу, любовь к родному Кутулику – у Вампилова везде. Он даже навязчиво об этом говорил, мол, вот это моё, я вот отсюда, а мы вот такие. Эта его любовь к малой родине близка и понятна всем. Живя в огромной стране, мы все помним поле, дорогу к школе, кинотеатр. Словом, какие-то символы нашего детства, места, где мы родились и выросли.
Помним те сказки, которые нам читали, те песни, которые мы слышали. И вот, уже взрослым человеком (даже, может быть, ты уже уехал из родных мест, а всё равно нет-нет ночью проснёшься, и тебе снится дом) ты думаешь об этом, а иной раз и заплачешь. Это мне дорого было и в самом Вампилове – играть его любовь к родине.
Для меня эта роль – победа. Это ситуация, когда ты можешь сказать, ради чего пришёл в профессию.