В Иркутской области резко подскочила цена на природный газ. Только за последние две недели стоимость голубого топлива выросла с 27,5 руб. За литр до 34,5 руб. На заправках буквально каждый день меняли ценники, прибавляя по 50 копеек.
- Я уже года три как переоборудовал свой внедорожник под газовое топливо, - говорит автолюбитель Дмитрий Л. - И такой скачок цен наблюдаю впервые. Раньше, чтобы заправиться до полного бака, мне хватало 2000 рублей, сейчас нужно уже 2300-2400.
Биржа диктует правила
Министр экономического раз[1]вития Наталья Гершун связывает повышение розничной стоимости сжиженного газа с положением на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) - за неделю с 4 по 11 августа цены на бирже выросли на 25%. Причина тому - авария на установке деэтанизации Уренгойского завода подготовки конденсата (Ямало-Ненецкий автономный округ), который принадлежит дочерней компании «Газпрома». 5 августа на установке возник пожар, его удалось потушить только через сутки.
По трубе дешевле
Подорожание газа - актуальная проблема и для жителей, которые используют голубое топливо в быту. По данным регионального правительства, газ в баллонах покупают более 250 тысяч человек в 11 районах, 9 городах, 16 рабочих посёлках, 225 населённых пунктах (200 из них в сельской местности). Сейчас, по сообщениям наших читателей из Тулуна, баллоны с газом даже старого привоза на заправках продают с наценкой.
- Для граждан, в дома которых газ поступает по трубопроводу, газ не подорожал, потому что тарифы на него регулируются, - говорит и.о. гендиректора АО «Иркутскоблгаз» Сергей Цыкунов. - Люди по-прежнему платят за газ 19,6 руб. за кг (тариф на газ для многоквартирных домов формируется из расчёта на килограмм. - Прим. авт.), а вот мы на Санкт-Петербургской бирже покупаем его по 66 руб.
В ситуацию с ценами на газ должно вмешаться российское правительство, считает эксперт.
Экономист Надежда Грошева успокаивает: на экономике Иркутской области повышение цен на газ сильно не скажется, так как расходы на этот вид топлива в семейных бюджетах граждан составляют небольшой процент, невелика и доля автомобилей, которые ездят на газе.
- Вот если бы был реализован проект газификации, о котором столько говорилось, российская и международная ситуация с ценами на газ отразилась на регионе куда сильнее, - отмечает экономист.
По мнению Надежды Грошевой, куда сильнее негативно влияют на экономику Приангарья дорожающие бензин и дизельное топливо. Ведь область значительно удалена от центров поставок многих товаров, которые поступают не только по железной дороге, но и автомобильным транспортом. Внутри региона также большой процент грузов перевозится автомобилями. Рост цен на ГСМ «аукается» дорожающими товарами и услугами, растущими расходами предприятий.