Примерное время чтения: 4 минуты
137

На страже сбережений. Что поможет защитить деньги от мошенников

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 49. АиФ в Восточной Сибири 06/12/2023
Участники круглого стола уверены, что за безопасность финансов от мошенников ответственны не только полицейские и сотрудники банков, но и владельцы этих денег.
Участники круглого стола уверены, что за безопасность финансов от мошенников ответственны не только полицейские и сотрудники банков, но и владельцы этих денег. / Анна Попова / АиФ

Новые способы борьбы с аферистами обсудили на круглом столе «Технологии искусственного интеллекта и цифровая грамотность для устойчивого развития региона». Участие в нём приняли представители Байкальского банка Сбербанка России и сотрудники силовых структур, занимающиеся раскрытием преступлений, связанных с мошенничеством.

Повесить трубку за 30 секунд

«Уже сейчас можно видеть, что методы совершения киберпреступлений совершенствуются, – рассказывает председатель Байкальского банка Александр Абрамкин. – Ведущие компании страны и мира сталкиваются с атаками на серверы. Не так давно Сбер подвергся крупной DDOS-атаке мощностью в миллион запросов в секунду, которая была отражена. Злоумышленники компрометируют и персональные данные: причём если раньше всё ограничивалось номерами телефонов, то сейчас речь уже заходит даже о государственных тайнах. Мы видим рост хищения денег у граждан и понимаем, что эти деньги идут на финансирование деятельности киберпреступников».

По словам заместителя председателя Байкальского банка Дмитрия Жорова, проблема кибербезопасности является серьёзным вызовом для специалистов в этой сфере.

«Затраты на кибербезопасность в стране в этом году увеличили в 5 раз – до 25 миллиардов рублей, – отмечает он. – Чтобы наладить продуктивную работу в этом направлении, нужно сконцентрировать усилия крупных компаний. Если говорить о кибермошенничестве, то общий оборот похищенных средств вырос, но при этом и объём предотвращённых хищений также увеличился. Главным трендом остаётся именно мобильное мошенничество. Появляются новые схемы хищения средств. Появляются дропперы – держатели карт и счетов, через которые проводят украденные средства. Чтобы сохранить сбережения, важно прервать разговор со злоумышленником в первые 30 секунд. В противном случае можно попасть под влияние аферистов».

Заместитель начальника Управления уголовного розыска МВД России по Иркутской области Иван Кузьмин рассказал о трёх основных способах обмана, которые используют мошенники.

«Первый – это, конечно, звонки от «службы безопасности банка» с просьбой перевести деньги на якобы безопасный счёт, – отмечает он. – Второй – звонок от подставного сотрудника полиции, сообщающего, что родственник попал в ДТП. Это, наверное, древнейший способ обмана, и страдают чаще всего пожилые люди. Третий – это «инвестирование». Злоумышленники предлагают вкладываться в акции на криптобиржах и в инвестиционных фондах под высокие проценты».

В зоне риска пенсионеры

Среди ключевых правил, которые помогут защититься от мошенников: не доверять звонкам из мессенджеров, не сообщать никому коды подтверждения из банковских приложений, игнорировать звонки от «сотрудников ФСБ и Центробанка» и не переходить по подозрительным ссылкам – тем более из личных сообщений.

Как рассказал начальник управления по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью областной прокуратуры Владимир Бабиков, четверть преступлений, совершённых в Приангарье в этом году, связаны с мошенничеством и хищением средств. За 10 месяцев 2023 года злоумышленники похитили у граждан более 1,5 миллиарда рублей. В зоне риска остаются люди старшего возраста и пенсионеры. 58 процентам пострадавших больше 40 лет.

Нередки случаи, когда мошенники уговаривают жертву прийти в банк и взять кредит под вымышленным предлогом. Однако специалисты финансовых организаций уже разрабатывают методы предотвращения подобных преступлений.

«В Байкальском банке стартовал проект «Антитеррор – Социальная инженерия», – говорит начальник отдела экономической безопасности Артём Воробьев. – Когда мошенники уговаривают жертву взять кредит, им важно, чтобы сотрудники банка, где она будет брать заём, ничего не заподозрили. Тогда они помогают человеку придумать «легенду»: например, что деньги он берёт на покупку машины или квартиры. Как только специалисты замечают, что клиент банка начинает совершать не присущие ему финансовые операции, они блокируются, а человеку приходит уведомление с просьбой посетить отделение банка. Его встретят сотрудники подразделения экономической безопасности и проведут беседу, чтобы выяснить, является ли цель оформления кредита реальной. Перед этим изучается личный и экономический профиль клиента».

На защите сбережений каждого гражданина стоят не только полицейские и следователи, но и сотрудники банков. Однако не стоит забывать и о личной ответственности за собственные деньги. Ведь мошенники не смогут добраться до ваших счетов, если вы не откроете им путь сами.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ-5 читаемых

Самое интересное в регионах