На вопросы, волнующие многих родителей, накануне Дня филолога «АиФ-Иркутск» отвечает кандидат филологических наук Анна Казорина - учитель русского языка и литературы школы Леонова и преподаватель кафедры журналистики одного из иркутских вузов, у которой есть свой рецепт, как увлечь новое поколение чтением и сочинением. Её ученики не пропускают ни одной олимпиады по предмету и никогда не остаются без наград.
Почему проходят мимо Тургенева?
Андрей Москов, «АиФ-Иркутск» :- Раньше в школах учили писать сочинения, потом перестали, а два года назад опять вернулись к этой форме. При этом ваши ученики, насколько я знаю, всё это время продолжали их писать. Почему?
- Моя задача, как преподавателя, - научить ребёнка грамотно писать и красиво говорить. Если он этого не умеет - я со своей задачей не справилась. В вузе всегда интересуюсь у будущих филологов, что вы читали в школе? Достоевского - нет. Тургенев прошёл мимо. Некрасов - тем более. Спрашиваю, чем занимались? «Готовились к ЕГЭ». Вот вам и результат современной аттестации. А итоговое сочинение - хороший механизм для того, чтобы заставить читать и писать. Это официальное оружие, которое опять дали в руки учителю.
-Получается, разговоры о том, что дети мало читают, не досужие домыслы, а реальность?
- Мы живём в информационном обществе и читаем постоянно: выбирая место для отпуска, аппаратуру, даже одежду. И книги современные дети тоже читают, но не классику - она от них далека. Младшие любят приключения и фэнтэзи, а старшие - современную литературу, и в этом я им даже завидую: они опередили меня. Я очень осторожно отношусь к новинкам - люблю читать и боюсь разлюбить этот процесс, попав на чтиво, которое будет мне неприятно. А они не боятся, могут даже выбрать книгу только потому, что обложка понравилась.
Как книге помогает кино?
- Сейчас чаще, чем раньше, стали выходить фильмы по классическим произведениям. Вы их используете в учебном процессе?
- А по-другому нельзя. Нынешние дети воспитаны на телевидении, Интернете, новых технологиях, и они привыкли воспринимать всё через образ, картинку. Поэтому сейчас уже невозможно преподавать литературу только через доску и мел. Другое дело, в каком объёме даётся фильм. Он не должен заменять книгу, он может только иллюстрировать какие-то фрагменты, и нужно, чтобы до этого ученик уже прочёл произведение.
Но в целом я и за фильм, и за театральную постановку. Мало того, уже второй год и мои студенты, и старшеклассники делают буктрейлеры - рекламные двухминутные видеоролики на свою прочитанную книгу, понравившуюся им больше всего. Один трейлер - один человек. Часто сами снимают и сами монтируют, но большинство всё-таки делает проще - берут фрагменты фильмов, снятых по произведению. Я это не приветствую, потому что тогда получается трейлер не к книге, а к фильму. Так они учатся работать с содержанием, но самое главное, что после просмотра трейлера другие тоже хотят прочесть эту книгу. Кстати, в этом году школьники справились с задачей лучше, чем студенты. Они показали те книги, которые студенты и не подумали взять. Например, на фестивале школьных буктрейлеров в номинации внеклассного чтения победил ролик по «Мальчику в полосатой пижаме» Джона Бойма. А в номинации школьной программы первое место отдали трейлеру по повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие».
Фестиваль бук-трейлера хорош тем, что я вижу область читательских предпочтений и понимаю, в каком направлении нужно работать. Если ученик берёт «Бойцовский клуб» Чака Паланика, понимаю, с какой стороны мне подходить к нему, не отвергая литературу, которая ему нравится, не поливая её презрением, а показывая, что в классике такие же люди, те же отношения.