Рабочие профессии нуждаются в хорошей рекламе. Средствам массовой информации следует чаще писать о людях труда, а профориентацию школьников нужно начинать, как можно раньше. Об этом говорили участники круглого стола, который состоялся в пресс-центре «АиФ в ВС» на тему популяризации рабочих профессий. Эксперты были единодушны: чтобы к моменту окончания школы у ребёнка сформировалось уважительное отношение к рабочим специальностям и чёткое понимание того, кем он хочет стать, в течение всего детства у него перед глазами должен быть положительный пример работяги. И ничего грубого в этом слове нет.
Цель – красиво жить
О том, что на рынке труда переизбыток юристов и экономистов, общество давно в курсе. Предложение превышает спрос, не устроившиеся по специальности выпускники работают кем придётся. А вот обратная ситуация: бетонщиков, каменщиков, водителей, плотников, штукатуров, арматурщков, монтажников и других рабочих остро не хватает. В этом случае предложение спрос не удовлетворяет. По данным, которые даёт министерство труда и занятости Иркутской области, из тех кадров, которые сегодня востребованы в регионе, почти 80% - это рабочие и технические специалисты, люди, имеющие среднее профессиональное и инженерное образование.
- В своё время произошёл какой-то перекос в сознании людей, которые стали считать, что рабочая профессия - это непрестижно и грязно, - говорит первый заместитель министра экономического развития Приангарья Вячеслав Козин. - Все хотят быть «белыми воротничками» - экономистами, менеджерами, юристами, ходить в костюмах. Но ведь эти профессии не создают добавленной стоимости, её создают рабочие профессии.
- Мы сегодня учим детей, родители которых стали жертвами перестройки. Звучит грубо, но это так, - объясняет этот перекос директор Иркутского техникума машиностроения им. Трапезникова Олег Ивкин. - Сегодняшние родители в большинстве своём не могут дать профориентационную направленность своему ребёнку.
И ребёнок делает выбор, исходя из того, что ему советует Интернет и телевизор, которые рассказывают не о том, что в полях работают суперсовременные комбайны, похожие на космические корабли, а о том, как отрывается «золотая» молодёжь. Ориентируясь на такой контент, молодые люди выбирает не профессию, а образ жизни.
- У детей нет перед глазами положительного примера человека, который много работает и получает то, что заслуживает. Человека, у которого крепкая семья и стабильная работа. Положительного героя-трудяги нет, - констатирует иркутянин Станислав Погребинский, который придумал для школы, где учится его ребёнок, проект по профориентации детей.
«Быть механиком – круто»
Именно поэтому Станислав ограничил контакт своей дочери-девятиклассницы с телевизором. Радикальные меры семья начала предпринимать, когда поняла, что ребёнок, приближаясь к выпускному возрасту, не знает, кем хочет стать.
- У большинства наших друзей, у кого подрастают дети, такая же проблема. Поэтому мы объединились с родителями и решили познакомить детей с профессиями, - рассказывает Станислав. - Пришли в школу сами, привели знакомых, и каждый взрослый рассказал о своей профессии - от ФСБ до транспорта и медицины. Теперь хотим организовать экскурсии на предприятия. Наша цель - из первых уст дать детям информацию, чтобы в ближайшие три года они сделали выбор.
Самое главное - показать подросткам, что быть, например, автомехаником - это круто, потому что можно зарабатывать в два-три раза больше, чем юрист. И карьерных высот тоже можно достичь. И важно дать детям правильное представление о профессии, потому что сегодня оно у них если и есть, то искажённое.
- Например, ребята, которые идут учиться на автомехаников, видят в этом возможность бесплатно получить водительское удостоверение, потому что это предусмотрено образовательной программой. А ведь автомеханик - это в первую очередь специалист, который обязательно нужен, например, на предприятиях для обслуживания транспорта, - говорит Олег Ивкин.
В популяризации рабочих профессии важна роль не только родителей, но и, безусловно, школы. Ей надо менять приоритеты.
- Сегодня работу школы оценивают по тому, сколько её выпускников поступили в высшие учреждения, - говорит директор Иркутского колледжа экономики, сервиса и туризма Наталья Кудинова. - Пока такой подход будет существовать, школа продолжит ориентировать ребят на высшее образование. Даже если отчётливо видно, что кредо ребёнка - рабочая профессия, его в школе всё равно «вытянут», чтобы он пошёл в вуз. Потом он оттуда выйдет и… встанет в очередь за работой.
Зацепиться за эмоцию
Начинать «влюблять» детей в профессию надо буквально с детского сада, уверен заместитель министра образования Иркутской области Евгений Торунов.
- Наши усилия должны быть направлены на духовное, - говорит он. - Эмоциональное переживание для детского восприятия сильнее. Должна быть умная пропаганда, потому что сегодня нет положительного контента в противовес негативу, который идёт с экранов телевизоров или из Интернета. Поэтому надо учиться работать в тех условиях, которые есть, потому что это данность и её надо обратить на пользу. Критиковать их бессмысленно, они уже не изменятся.
А ведь привлечь детей есть чем. Мир не стоит на месте, он быстро меняется, технологии совершенствуются, появляются новые машины, навороченные пульты управления: самолёты строятся, коров доят, урожай собирают. Просто всё это нужно показывать детям. Когда они увидят всё своими глазами, тогда нужная эмоция зацепит сознание и в ребёнке зародится мечта стать таким же, как искусный механик или строитель.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть