Судьба Байкальского целлюлознобумажного комбината решается в эти дни на уровне столицы. Есть реальная вероятность, что предприятие, споры о котором идут уже полвека, может прекратить свою работу.
Если это произойдёт, одни облегчённо вздохнут, другие схватятся за голову. Первых больше - многие жители центральной России и зарубежья. Вторым есть что терять: если комбинат остановят, они рискуют оказаться на улице. «АиФ в ВС» побывал в Байкальске, чтобы из первых уст узнать о перспективах завода, туризма и жизни байкальчан.
Клубничная «маниловщина»?
…Комбинат работает. В воздухе чувствуется запах целлюлозы, которого местные жители уже не замечают. Директор БЦБК по коммуникациям Сергей ПРЕДЕИН объясняет сложившуюся на сегодняшний день ситуацию: срок разрешения Минприроды на сброс стоков БЦБК в Байкал истекает 15 августа. Судьбоносное решение о перспективе комбината должно быть вынесено государством (в лице «Внешэкономбанка») 11 июля.
По информации областного правительства, рассматривается три варианта: смена собственника, продление работы комбината на время утилизации накопившихся отходов (не исключая, впрочем, возможности модернизации) и, наконец, закрытие.
Единственно возможным вариантом наш собеседник называет модернизацию комбината: БЦБК единственный в России производит целлюлозу, необходимую для отечественной «оборонки», пользующуюся спросом и на международном рынке. Разбрасываться ценным сырьём не имеет смысла, равно, как и переносить комбинат, - убеждён наш собеседник. Вред от промышленных стоков комбината, по его словам, несущественный, и в процессе модернизации его можно максимально устранить.
- Кроме того, комбинат является градообразующим предприятием, а альтернатив ему за два года так и не предложили, - продолжает Сергей Предеин. Клубнично-туристические перспективы Байкальска он называет «маниловщиной», а закрытие комбината - реальной угрозой социально-экономической и экологической катастрофы.
«Смотрите шире»
Мэр Байкальска Валерий ПИНТАЕВ, в свою очередь, уверен, что лучший вариант для города - замена БЦБК более экологичным производством - например, заводом по сборке энергосберегающих ламп (вариантов по перепрофилированию сегодня множество.
- БЦБК создавался во время «холодной» войны, когда проблем с пресной водой не было, а гонка вооружений являлась основной задачей. Сейчас приоритеты сменились и самым ценным ресурсом стала вода, - отмечает Валерий Иванович.
При этом мэр признаёт, что зависимость города от комбината колоссальна: предприятие даёт 78% налоговых поступлений в бюджет и отапливает город. Вопрос с теплом, в принципе, решаем: ещё когда комбинат остановили в 2008 году, на областные средства началось строительство электробойлерной станции, которая сможет отапливать город. В случае остановки завода, по словам Валерия Пинтаева, достроить станцию может помочь область. Тепло для горожан подскочит в цене вдвое: с 600 до 1200 руб./Гкал, но такой ценой будет куплена независимость. Кстати, последнюю неделю в городе не было горячей воды, которую комбинат отключает уже не в первый раз.
А вот вопрос с рабочими местами, увы, стоит очень остро. Многие из опрошенных на улицах горожан отвечали, что рабочее место для них или их родственников куда важнее, чем «мировые экологические войны» за чистейшее озеро. Байкальчане, впрочем, искренне считают этот вопрос раздутым. Местный житель Алексей, например, рассказал нам, как работал на ТЭЦ в Сахалине:
- Весь берег был засыпан шлаком, работать даже в респираторах невозможно, но все понимали, что предприятие необходимо, и оно работало. А на берегу возле БЦБК я спокойно ловлю рыбу.
И только одна из наших собеседниц, школьная учительница, не разделила общего мнения:
- Я приехала сюда только год назад, но уверена, что для моих внуков нужно сохранить озеро без комбината. Всё-таки мы живём не только своими интересами и на мир нужно смотреть шире.
Правда, среди продающих ягоду коллег наша героиня оказалась «белой вороной».
Кстати
Ещё не дождавшись решения о судьбе БЦБК, 5 июля внешний управляющий комбината подписал указ о сокращении 1621 (из 1684 работников) в связи с приостановлением комбината с 16 августа. Уполномоченный по правам человека уже обратился в областную прокуратуру, чтобы защитить байкальчан, потому что работники не были предупреждены об увольнении за 3 месяца.