Фальсификация молочной продукции приобрела такие масштабы, что борьбу с подделками объявили частью государственной политики. В 2015 году в стране создали госкомиссию по противодействию обороту незаконной промышленной продукции. Следом такие структуры появились в регионах, одна из их задач - зачистить рынок от контрафактной «молочки». Впрочем, в некоторых регионах ещё до создания комиссий нашли хорошую метлу, которой долой гонят фальсификаторов.
Иркутская же область в эту войну только вступает. И вряд ли она будет лёгкой.
Сколько подделок?
- Почему в нашей стране расплачиваться фальшивыми деньгами нельзя, а продавать контрафактные продукты можно? - задаётся вопросом исполнительный директор Ассоциации по противодействию фальсификации молочной продукции Александр БРАЖКО.
- Госструктуры достаточно жёстко реагируют на попытки сбыта подозрительных денежных знаков, а вот со сливочным маслом ситуация обратная. Как говорит директор Иркутской межобластной ветеринарной лаборатории Антонина РЫКОВА, по официальным данным, доля фальшивой молочной продукции в российском товарообороте достигла 30%.
Александр Бражко в свою очередь утверждает, что достоверных данных о масштабах фальсификации нет, но то, что они растут, - видно невооружённым взглядом.
У нечестных производителей поставлен на поток выпуск «палёного» творога, сыра, сметаны, молока и кисломолочки. А сливочное масло - вообще «любимый предмет творчества» комбинаторов. Доподлинно установить, что в пачке с надписью «сливочное масло» оного нет, могут только в лаборатории. Там определят, что находится в упаковке - продукт из коровьего молока или из дешёвых растительных жиров. Но для покупателя, который заботится о своём здоровье, есть один совет в помощь при выборе продукта - не соблазняться низкой ценой.
- Настоящий сыр не может стоить 250 рублей за килограмм, если минимум, по которому его отпускают сыродельни, 350 рублей. То есть в рознице он стоит как минимум 400-450 рублей, - говорит Александр Бражко. - Сливочное масло не может продаваться по 20-30 рублей за пачку. Это может быть только спред или маргарин. И килограмм настоящего творога стоит больше чем 100 рублей.
Кому это надо?
- Продажа фальсификата - это инструмент маркетинга, - говорит руководитель Ассоциации. - Розничные сети провоцируют предпринимателей на производство подделок, заказывая заведомо подозрительную продукцию, потому что люди её покупают. Как только сети перестанут заказывать фальсификат, его перестанут производить.
Но чтобы это произошло, должна быть культура потребления. Покупателю нужно научиться не обманывать самого себя: или брать дорогой, но качественный продукт, или дешёвый, но на котором производитель честно указал, что использовал заменители животного жира, стабилизаторы, и на упаковке чётко написал: «спред», «творожный», «сырный продукт».
Только откуда этой культуре взяться, если к подделкам потребителя приучают с малолетства. Даже если в семье предпочитают «честные» продукты, в детсадах и школах детей кормят сомнительными. Как говорит Александр Бражко, чиновников надо учить отказываться от заведомо некачественной продукции при заказе для учреждений бюджетной сферы. А в школах, садиках, больницах и детских лагерях при проверках обнаруживается половина всего выявляемого в регионе молочного фальсификата.
Об этом заявил начальник отдела надзора за питанием населения Управления Рос-потребнадзора по Иркутской области Игорь СЕРЁДКИН.
- В целом в этом году в ходе проверок из обращения изъяли 40 партий молочной продукции, - более 500 кг. В основном это сливочное масло, - сообщил он.
Есть ли справка о смерти?
Успех в борьбе с контрафактом придёт тогда, когда потребитель начнёт проявлять гражданскую позицию, станет требовать от производителей настоящих продуктов, а от власти - решительных действий по изгнанию «липовой» еды с рынка. Пока же общество инертно: одних всё устраивает, другие уверены, что их жалобы останутся неуслышанными.
Александр Бражко рассказывает, что с апреля этого года по 85 регионам он как покупатель написал почти 4 тыс. заявлений в Роспотребнадзор с просьбой отреагировать на продажу сомнительной молочной продукции. И не более чем в десяти регионах с его жалобами работают.
Самое сложное - доказать, что «молочка» поддельная. Далеко не всегда протокол лабораторных исследований принимают как доказательство. Цинично, но порой только справка о смерти потребителя может заставить специалистов по надзору провести проверку. Получается замкнутый круг. Общество не верит тем, кто должен защищать его права, и молчит, а защитники прав потому и не проявляют прыти. Ожесточённой войны с недобросовестными производителями в Иркутской области пока нет. Но власть уже пришла к пониманию того, что пора её начинать. К примеру, глава регионального минсельхоза Илья СУМАРОКОВ предложил создавать прецеденты и отзывать декларации у производителей.
Отзыв декларации автоматически делает вне закона продукцию производителя, значит, в рознице она уже не окажется. Но, по словам Игоря Серёдкина, процесс этот тяжёлый.
В этом году в органы сертификации и Росаккредитацию Роспотребнадзор отправил материалы для отзыва деклараций у четырёх предпринимателей. Отозвали пока только одну. Почему, объяснил заместитель руководителя службы ветеринарии Иркутской области Николай ЛАЗАРЕВ:
- К сожалению, бизнес сейчас практически не проверяется. В стране - надзорные каникулы, и если приходит жалоба на некачественное мясо, молоко, то вероятность того, что прокуратура откажет в проверке, 99%.