Примерное время чтения: 4 минуты
129

Право на реакцию. Чиновников Приангарья обязали быть отзывчивыми

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 50. «АиФ в Восточной Сибири» 14/12/2016
Омбудсмену Приангарья стали жаловаться еще чаще.
Омбудсмену Приангарья стали жаловаться еще чаще. / Фото Александра Фирсова / АиФ

Жалоб у людей становится всё больше, но власти, по-прежнему не торопятся реагировать на проблемы населения, а то и сами их создают. Впрочем , в этом году Иркутска область сделала небольшой шаг вперед – чиновников обязали принимать меры по фактам, которые в своих докладах озвучивают уполномоченные по правам граждан. Эту обязанность на них возложил губернатор, подписав специальный указ. Несколько лет принятия такого документа добивался уполномоченный по правам человека в Иркутской области Валерий Лукин.

Вопросы жизни

За 11 месяцев 2016-го уполномоченному поступило 1 тыс. 925 жалоб - на 270 больше, чем в 2015-м. Они касаются нарушения жилищных прав граждан, завышенных тарифов на коммунальные услуги и маленьких социальных выплат, задержки зарплат, применения силы сотрудниками правоохранительных органов и т.д. Уже три года на контроле омбудсмена стоит проблема выделения некачественного жилья детям-сиротам.

- Несмотря на то что вопрос рассматривался на сессии Заксобрания, вынужден констатировать, что до сих пор у нас нет системы, которая контролировала бы предоставление жилья. Жалобы продолжают поступать, - говорит Валерий Лукин.

Много обращений касается обеспечения инвалидов средствами реабилитации. Во-первых, Фонд социального страхования приобретает их на конкурсной основе, а это процедура небыстрая, и людям приходится подолгу ждать жизненно необходимые вещи. Во-вторых, если человек покупает их сам, ему компенсируют всего 10-15% расходов или того меньше. Например, слуховой аппарат стоит 100 тыс., но возмещают только 15-20 тыс., противопролежневая подушка куплена за 17 тыс. - компенсируют 1,5 тыс.

- Я в своё время предлагал компенсировать по рыночной стоимости, но получил отрицательный ответ от министра социального развития, - говорит Валерий Лукин.

Около 38% обращений касаются работы правоохранительных органов. Чаще всего люди жалуются на плохое медицинское обслуживание в исправительных учреждениях, на применение физического насилия полицейскими или работниками следственного комитета. Но факты избиения, говорит омбудсмен, доказать не удаётся. Вообще из всей массы обращений, которые поступают к уполномоченному, положительно получается решать лишь 10%.

Последняя инстанция

- Мы делаем много для того, чтобы права граждан соблюдались, но то количество обращений, которое ко мне поступает, говорит, что проблем остаётся ещё много. На протяжении нескольких лет я обращал внимание властей на то, что в регионе нет документа, который бы обязывал чиновников реагировать на ежегодные итоговые доклады уполномоченного, - рассказал Валерий Лукин на пресс-конференции в «АиФ в ВС», подводя итоги своей работы за 2016 год.

Теперь на заслушивании докладов дело не закончится. Чиновники должны будут проводить проверки по изложенным фактам нарушения прав граждан, а если нужно - обращаться в суд, прокуратуру или другие правоохранительные ведомства. Реагировать власти должны не только на выводы уполномоченного по правам человека, но и на отчёты детского и бизнес-омбудсменов.

По словам Валерия Лукина, обычно граждане к нему обращаются как в последнюю инстанцию, уже пройдя круг бюрократического ада. Но даже ему не всегда удаётся сдвинуть с места неповоротливых чиновников. Часто власти отвечают формальными отписками. Их возвращают с настойчивым требованием принять меры и напоминанием, что за бездействие могут привлечь к ответственности. Но и это не всегда помогает. Будет ли толк от нового указа - покажет жизнь.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ-5 читаемых

Самое интересное в регионах