Уже более 13 лет ждут своих законных квадратных метров северяне, выехавшие из дальних районов Иркутской области. Недавно о своём горе они решили напомнить власти при помощи пикета.
Ни кола, ни двора
Перед «серым домом» этим летом северяне решили стоять три недели. Сейчас их всего 9 человек, хотя четыре года назад в инициативную группу объединилось 17 доведённых до отчаяния людей. За время хождения по мукам, точнее по чиновничьим кабинетам, кто-то решил бросить это дело, у кого-то появились серьёзные проблемы со здоровьем, а два человека умерли.
- Мы уже перепробовали все возможные меры - пикеты, голодовку, письма к федеральным и региональным депутатам и чиновникам, но пока так и не дождались решения своей проблемы. Сейчас требуем встречу с губернатором, - рассказывают участники пикета.
История Инны Бисикало, так же как и её друзей по несчастью, похожа на многие другие. В своё время она работала на предприятии «Мамслюда» (Казачинско-Ленский район). 13 лет назад, заработав трудовую пенсию, решила уехать на «большую землю», предварительно сдав своё жильё муниципалитету. Выбор пал на Иркутск. Здесь она, как и полагается по закону, встала на очередь. Сначала была в очереди 9-й, потом 12-й, потом 206-й. Сейчас женщина сбилась со счёту, на каком точно месте в очереди она стоит, но знает, что перед ней - ещё две тысячи таких же трудяг, ставших заложниками государственной политики освоения Севера. Дело в том, что закон установил строгий порядок получения жилья: в первую очередь это жители, выезжающие из закрывающихся городов, посёлков и полярных станций. Далее идут инвалиды 1 и 2 групп, а также инвалиды детства, родившиеся в районах Крайнего севера и приравненных к ним территорий. Только третьими в очереди стоят пенсионеры, а четвёртыми - граждане, признанные безработными, замыкают очерёдность работающие граждане. Как пояснила Нина Бисикало, все эти годы, пока они ждут «милости» от государства, им приходится самостоятельно решать свои жилищные проблемы: одни живут у родственников или знакомых, другие снимают квартиры, третьи селятся на дачах. «Те, кто хоть как-то мог решить самостоятельно свои проблемы, здесь не стоят. Тут собрались только те, кому деваться больше некуда», - пояснила женщина.
Инициативная группа уже обращалась со своими письмами ко всем предыдущим губернаторам области, президенту и премьер-министру России. Но все запросы северян переправлялись в Министерство социальной защиты, опеки и попечительства Иркутской области. Ответ приходил один: вы стоите в очереди, ждите, когда она до вас дойдёт. Этот текст ответа они уже знают наизусть. А недавно северянам пришло уведомление, что это министерство прекращает с ними всякую переписку. Кстати, при существующем порядке движения очереди они смогут получить квартиры только в 2022-2027 годах, то есть этим людям тогда будет около 90-100 лет. И они прекрасно понимают, что для них эти сроки означают одно - никогда не получить жильё.
«Головная боль» России
По данным Министерства социальной защиты, опеки и попечительства Иркутской области, в регионе на 1 января 2009 года на очереди по получению социальных выплат для приобретение жилья стоит 13 тысяч граждан. В первой группе приоритетных очередников - инвалиды, их около 2,3 тысячи человек, за ними 7,4 тысячи пенсионеров и в хвосте ожидающих стоит 3,3 тысячи работающих граждан и безработных. При этом, как пояснили в министерстве, согласно требованиям Федерального закона № 125-ФЗ, предоставление жилищных субсидий гражданам третьей и последующей очерёдности возможно только после обеспечения социальными выплатами на приобретение жилья всех нуждающихся граждан первой и второй очередности. В настоящее время социальные выплаты на приобретение жилья согласно федеральному законодательству выделяются гражданам только второй очерёдности. Следовательно, для этой инициативной группы сделать в нынешних условиях практически ничего невозможно. Кстати, решение вопросов северян - это как раз полномочия федерации, которые, как подчеркнули в министерстве соцзащиты области, она долгое время практически не выполняла. Например, в 2006 году в Иркутской области северяне получили только 75 государственных жилищных сертификатов.
Необходимо отметить, что проблема северян - «головная боль» не только Иркутской области. С аналогичными трудностями сталкиваются Красноярский край, республика Коми и другие регионы. Всего в России нуждаются в переселении в более благоприятные регионы 213 тысяч семей, на что в целом потребуется 320 млрд рублей. Для Иркутской области эта цифра составляет порядка 16 млрд..
По мнению полномочного представителя областного объединения профсоюзов в Законодательном Собрании Иркутской области Валерия Лукина, сейчас для этой инициативной группы есть только один вариант - обратиться в суд, чтобы им вернули то жильё на севере, которое они в своё время сдали. И, если это возможно, продать его и на вырученные деньги приобрести недвижимость в другом регионе. Правда, в этом случае они теряют право на получение социальных выплат, предусмотренных для северян
Комментарий эксперта
Депутат Государственной Думы РФ Сергей Левченко:
- Было бы неправильно отделять северян от других льготников, которые нуждаются в помощи государства по улучшению жилищных условий. Это комплексная проблема. На мой взгляд, есть несколько факторов, почему вопрос переселения северян в Иркутской области решается так медленно.
Во-первых, в нашем регионе очень низкие темпы строительства. Даже если Иркутской области федерация даст деньги на решение данной проблемы, у нас нет «свободных» квартир под эту программу, что в итоге может привести только к росту цен на жильё. Во-вторых, у нашего региона в вопросах работы по федеральным программам «подмоченная репутация», достаточно вспомнить тот скандал, который разразился вокруг переселения граждан из ветхого и аварийного жилья. И, в-третьих, на мой взгляд, региональным правительством уделяется недостаточно внимания решению вопроса с федерацией по переселению северян. Конечно, тут накладывает свой отпечаток и частая смена глав области.
Все эти три причины «завязаны» на нас, и региону нужно самому вплотную заняться данным вопросом - уделять больше внимания строительному комплексу, добиваться более консолидированной работы всех ветвей власти с федеральным центром и т.д.