Зумеры и альфа, сегодняшние выпускники школ и те, кто сейчас сидит за партой, легко и без проблем переживают цифровую революцию, в том числе в образовании. Они будут жить в мире роботов, готовы осваивать по пять профессий за жизнь, умеют меняться и очень свободны. По числу поступивших в вузы и колледжи в этом году никак нельзя сказать, сколько специалистов приступит к работе через пять лет. Потому что современные студенты могут и передумать, для них пойти торговать в бутик с дипломом университета – обычное дело.
По данным министерства образования Иркутской области, по профессии работают 73% получивших высшее и 53% – среднее образование. Чтобы помочь школьникам определиться с будущей профессией, в регионах запущен проект «Билет в будущее». О том, чем живёт новое поколение, irk.aif.ru беседует с педагогом-навигатором из иркутской школы №55 Мариной Шиловой.
Слушают, но делают по-своему
Ольга Липчинская, АиФ-Иркутск: Логику зумеров, которые легко меняют сферу деятельности, их родителям трудно понять…
Марина Шилова: Это поколение отличается как раз тем, что менее других склонно прислушиваться к советам родителей. Точнее – слушают, но делают по-своему. Они ведь во многом «первопроходцы», живут в совсем иную техническую эру, с детства на «ты» с гаджетами, умеют добывать и структурировать информацию лучше своих мам и пап – через интернет.
А ещё – хотят заниматься тем, что на самом деле интересно им самим, а не просто ходить на работу, чтобы вкалывать и получать зарплату и аванс. Например, девочка, которая хорошо учится в школе, участвует в олимпиадах по основным школьным предметам, говорит: «Мне нравится готовить, и я пойду учиться на кондитера». А почему нет? Они задумываются о том, как хобби превратить в профессию. И главное кредо – быть счастливым человеком!
– А если не получится? Наверняка её родители останавливают.
– Конечно родители переживаю и приводят много доводов, которые, как им кажется, существенны. И время покажет, кто прав. Но вообще новое поколение – те, кому сегодня от 14 до 20 – не привязаны к какой-то конкретной сфере деятельности. Они дают себе право на ошибку, право всё поменять.
Время, когда профессию выбирали на всю жизнь, похоже, ушло в прошлое. Я постоянно говорю ребятам: «Если вы умеете учиться и работать в команде, то вам будет по плечу любое дело. Таковы тенденции нашего времени. Поменять профессию или род деятельности никогда не поздно».
Сегодняшние выпускники это понимают, и мало чего боятся. Так и говорят: это не получится, буду пробовать себя в другом. Они смелы и свободны.
«Билет в будущее»
– Но, даже самым свободным выбирать профессию все-таки надо. Как вы ориентируете школьников? Предлагаете им побывать на занятиях, на производстве?
– Да, этим и ценен проект, который так и называется – «Билет в будущее». Он даёт возможность «примерить» на себя будущее дело в реальности, чтобы потом не было разочарований.
Чтобы быть счастливым, нужна работа, с которой бы вы совпадали. Для начала школьники посещают профориентационные уроки, далее, проходят диагностику и профессиональные пробы. В результате, узнают, чем конкретно занимается тот или иной специалист, в каком учебном заведении можно получить эту профессию, какими способностями и личностными качествами должен обладать специалист.
Для начала школьники посещают профориентационные уроки, далее, проходят диагностику и профессиональные пробы.
Состоявшиеся профессионалы, которых мы приглашаем (а это могут быть и родители школьников), рассказывают, чего они ожидали от полученной профессии и с чем столкнулись в реальности.
Многие иллюзии рассыпаются, кстати. В результате, кому-то больше не хочется идти, скажем, «в юристы», так как он слишком раним, чересчур эмоционален. Зато его другу, который вместе с ним пришёл на пробы «за компанию», напротив, захотелось себя попробовать в этой сфере и стать, допустим, следователем, так как у него обнаружились интерес и подходящий склад мышления.
– А бывает, что ребята боятся таких разочарований? Отказываются участвовать в пробах?
– Бывает. Многое зависит от позиции родителей, от активности и желания ребят узнать, что-то новое. Если в семье всё «по накатанной», детям передаётся тенденция ничего не менять, поступать так, как поступали старшие. Ребёнок зеркалит такое отношение, это становится его паттерном поведения. Поэтому, приходится сталкиваться с тем, что некоторые ребята категорически отказываются. Не хотят даже попробовать воспользоваться предоставленной возможностью.
В этом случае я предлагаю: «Хорошо, вы уже всё знаете и выбрали, чем будите заниматься в жизни, а, давайте, посмотрим, насколько у вас развиты способности к этой сфере, обладаете ли вы качествами личности, необходимыми для такой работы? Может, подумаем, чем ещё вы можете заниматься, создадим «план В», вдруг, после диагностики, выяснится, что у вас больше склонностей к другому направлению?».
Кто-то всё же соглашается, а кто-то отвечает: «Не хочу грузиться». Это может быть связано с перенасыщенностью информации, усталостью от бесконечных разговоров или с предопределённостью, когда с родителями уже «всё решили».
– Вы же говорили, что зумеры не любят, когда родители решают что-то за них. Но раз такое воздействие есть, то какие профессии чаще всего дети выбирают под влиянием семьи?
– В лидерах – профессия врача. Особенно, если речь идёт о продолжении династии. Родители говорят: «Мы врачи, у нас есть знакомые доктора, можно поступить в университет и хорошо устроиться после него». Дело достойное, только не всем по плечу.
Такая же история с юристами. Достаточно часто это происходит, например, в обеспеченных семьях. Допустим, глава семьи владеет собственным бизнесом или занят в этой сфере, тут проблем с трудоустройством нет, только сначала окончи вуз.
Другие варианты – энергетики, нефтяники, айтишники. Это уже не о продолжении династии, а о том, что можно выгодно трудоустроиться и зарабатывать много денег.
Если родителям удается «продавить» своего ребёнка на решение, которое кажется им правильным, то зачастую, есть два развития сценария. Либо, как надеются взрослые, «стерпится – слюбится», привыкнет, втянется. Либо, что гораздо чаще, – позже, став относительно самостоятельным, получив диплом, человек меняет профессию.
Ничего не хочет?
– Родители часто жалуются на то, что ребёнок ничего не хочет и ни к чему не стремится.
– Такие «крепкие орешки» были, есть и будут. Рецепт один – покажите ребёнку, что вас интересует то, чем интересует его, будьте с ним на одной волне, или, хотя бы, чаще разговаривайте. Не только в 15-17 лет, когда надо выбирать профессию, а постоянно и не дежурными фразами.
Расскажу, как обычно происходит в моей практике. Начинаешь индивидуально работать с ребёнком, который ничего не хочет, на вопрос: «Что больше всего нравится?», ответ: «Спать, гулять, играть». Давайте, посмотрим внимательней.
Ребенку нравится сидеть в интернете? Хорошо, идём дальше: «Что именно нравится?», ответ: «Нравятся соцсети». Отлично, спрашиваю, что особенно по душе: «Смотреть или снимать ролики?». И так, в диалоге, мы вместе со школьником приходим к выводу, что ему подходят такие профессии, как социолог, аналитик, маркетолог, который будет отслеживать спрос. Да и не только, здесь целый пласт профессий. Ребёнок уходит воодушевленным, теперь на соцсети смотрит другими глазами.
Ещё случай. Девятиклассник заявил, что любит гулять с друзьями – и это все, что ему нравится! Продолжили диалог, выяснилось, что любит парень рассказывать о новом, об увиденном, умеет удерживать внимание окружающих. Вариантов профессиональной деятельности сразу нашлось масса, начиная от профессии гида-экскурсовода, турагента, заканчивая репортёрской деятельностью.
Другой пример, парень – любитель спать и проводить время дома в одиночестве. Родители, сами люди активные, в отчаянии – ничего сыну не интересно! А когда начинаешь уточнять, то выясняется, что он дома сидит с конструктором, любит собирать что-то неожиданное. А ведь это уже способности, и, вполне может быть, незаурядные. С этим учеником мы пришли к идее присмотреться к профессии разработчика, инженера-конструктора или инженера- строителя, возможно, архитектора. Ушёл он озадаченный. Сказал: «Есть над чем подумать». А родителям кажется, что сын лентяй. Нет, просто не любитель общаться.
«Я годик отдохну»
– Где-то ещё и инфантильность…
– Часто приходится сталкиваться и с инфантильностью. Тоже, наверное, черта этого поколения – отложенное взросление, нежелание принимать решения. В ответ на вопрос о планах после получения аттестата, можно услышать: «Я годик отдохну».
Традиционный набор ЕГЭ – математика, русский, и к ним обществознание или история – может быть симптомом той же «невзрослости». Условимся, что о тех, кто с детства любил гуманитарные науки, мы тут не говорим. Ведь что за этим следует? Невысокие баллы, поступление на «какой-нибудь» гуманитарный факультет, лишь бы числиться. Или платно. И вот, спустя год или три после обучения несостоявшийся специалист радует родителей: «Я передумал».
Такое нежелание делать самостоятельный выбор редко приводит к чему-то хорошему. Например, из одного выпуска девятиклассников, как-то целая группа ребят поступила в геологоразведочный техникум. Ничего против не имею, но это были дети с разными способностями и данными. Но все решили вдруг стать бурильщиками. Почему? А они хорошо зарабатывают.
Поделюсь одним из универсальных ключиков – начинайте с анализа «А что мне больше всего нравится делать? От чего я больше всего получаю удовольствие?». Ищите реальный интерес. В результате поймете, что работа – это не рутина. Свои увлечения можно превратить в профессию и реализоваться в этом. Счастлив тот, кто сумел хобби превратить в профессию! Желаю всем испытать это счастье!
КСТАТИ
За последние два года в проекте «Билет в будущее» приняли участие почти 32 тысячи ребят из Приангарья под руководством более двухсот педагогов-навигаторов. Для школьников организовали 170 профессиональных проб на базе 31 образовательной организации, среди которых – колледжи и вузы.