Жители Приангарья с начала года перевели мошенникам 1,1 млрд рублей. Всего за 2024 год зарегистрировано более 2,6 тысяч мошенничеств.Люди продолжают верить в «Безопасный счет», пытаются заработать на «инвестициях» и переводят деньги на сторонние счета. В то же время, сообщил управляющий отделением Иркутск Банка России Игорь Коржук, с 25 июля в России вступили в силу изменения в закон о национальной платежной системе, позволяющие гражданам возвращать деньги, которые они перевели мошенникам. При каких условиях это можно сделать? Как защитить себя и своих близких от аферистов? Читайте на irk.aif.ru.
Вернуть средства
Мошенники приносят много проблем как отдельным людям, так и экономике в целом: с начала 2024 года они обманули жителей Иркутской области более чем на миллиард и 100 миллионов рублей. Один из последних случаев — научный сотрудник из Иркутска, которому преступник позвонил, представившись директором института, и рассказал о проверке правоохранительные органов, перевёл мошенникам 28 млн рублей.
Теперь, с 25 июля, в большинстве случаев отправленные средства можно будет вернуть.
«Есть специальный реестр, база данных, в которой хранится информация обо всех подозрительных счетах. Чёрный список обновляется ежедневно, как только отделы полиции или банки получают сведения о новых случаях мошенничества. Методика пополнения реестра уже отработана, — рассказывает управляющий иркутского отделения Банка России Игорь Коржук. — После вступления в силу нового закона действия банков должны выглядеть следующим образом: при переводе любой суммы банк сверяет счет с базой данных ЦБ. Если совпадений по ней не находится, то транзакция проходит. Если счет имеет признаки мошенничества, средства замораживаются на два дня. За этот период банк уведомляет клиента, что перевод оформлен на счет, который уже был замечен в мошеннических действиях, и согласен ли клиент, зная это, завершить транзакцию».
Если клиент не откажется от перевода или настоит на нём, то средства поступят аферистам, и сделать ничего уже будет нельзя.
Если же при переводе денег банк не сверится с «чёрным списком» или не уведомит клиента, что тот отправляет деньги аферистам, то организация должна будет вернуть пострадавшему утраченные им средства из своего кармана. На это у банка будет 30 дней.
Также возврат средств будет возможен в случае, если банковская карта, с которой сняли деньги, была утеряна, а пострадавший своевременно сообщил об этом. Тогда на компенсацию ущерба банк будет иметь уже 60 дней.
На скорости транзакций нововведение сказаться не должно, ведь при переводе денег и так анализируется очень много информации. Современные технологии позволяют обрабатывать множество данных одновременно, так что замедлить работу банковских приложений ещё одна проверка сможет лишь незначительно.
Главное — мыслить критически!
«Особенно острой проблема мошенничества стала в последнее десятилетие. Что бы мы не делали, победить эту „эпидемию“ не получается, — говорит начальник отдела информации и общественных связей ГУ МВД России по Иркутской области Юрий Ильенко, — О новых способах обмана мы рассказываем постоянно, но люди, столкнувшись с хоть сколько-то изменившейся формулировкой, всё равно попадаются. Полиция Иркутской области с начала года зарегистрировала более 2,6 тыс. мошенничеств, связанных с переводом средств на счета злоумышленников».
К слову, раскрыть такие преступления получается далеко не всегда, ведь чаще всего аферисты действуют из-за рубежа и через посредников — делают всё, чтобы их не достали. Кроме того, злоумышленники очень изобретательны. Они действуют по телефону, через соцсети, сайты знакомств, компьютерные игры, создают копии мобильных приложений и подделывают официальные извещения. Ещё и представиться могут кем угодно: от вашего начальника или родственника до специалиста по инвестициям. Так что определить, откуда в следующий раз придёт угроза, невозможно.
Иногда мошенники действуют с помощью «дропперов» — курьеров, которые забирают у обманутой жертвы наличные, а после отсылают полученные средства заказчикам. «Дроппером» или «дропом» человек может стать даже без его ведома. Его могут нанять на подработку, где он якобы будет собирать с людей плату за какие-нибудь услуги, на самом же деле, деньги будут идти аферистам, а он станет их невольным пособником.
«Видов мошенничества очень много, но все они сводятся к тому, чтобы: или куда-то перевести предоплату, или назвать цифровой код, или сообщить свои персональные данные. При этом настоящие сотрудники банков и правоохранительных органов с такими целями никогда не звонят, а если и связываются с гражданином по реальному поводу, то обычно приглашают его лично прийти в отделение кредитной организации или в отдел полиции, — объяснил Игорь Коржук. — Поэтому и средство от всех напастей одно — нужно мыслить критически. Конечно, и законы принимаются, и мошеннические сайты блокируются, но ответственность всё равно каждый несёт за себя сам. Поэтому мы активно работаем со СМИ, социальными проектами, продвигаем финансовую грамотность, ведь самый большой враг для мошенников — наше умение обдумывать и проверять информацию».
Ранее «АиФ-Иркутск» публиковали интервью с жертвой мошенников, преступники убедили жителя Иркутского района вложиться в инвестиции.