Почти в два раза увеличилось число обращений жителей Приангарья с жалобами на действия коллекторов. Об этом «АиФ в ВС» рассказал главный судебный пристав Иркутской области Теймур Магомедов.
Жалуйтесь сразу
По его словам, все жалобы касаются «иногородних» агентств. Те же, что зарегистрированы в нашем регионе, пока в нарушениях замечены не были.
«С начала текущего года зарегистрировано 214 обращений жителей Приангарья, у которых есть претензии к работе коллекторов, микрофинансовых и микрокредитных организаций. В 2017 году таких жалоб было 838, - уточнил Теймур Талехович. - Все они касаются нарушений, связанных с телефонными звонками, голосовыми и sms-сообщениями, почтовыми отправлениями. И только одна жалоба на нарушение во время личной встречи».
Главный судебный пристав региона отметил, что заявитель должен обратиться к приставам сразу же после нарушения закона, лучше иметь скрины посланий коллекторов, выписки об sms-сообщениях от операторов связи, записи телефонных разговоров. Всё это ускорит разбирательство и увеличит возможность реального наказания нарушителей спокойствия.
А судебная практика в Иркутской области в отношении незаконопослушных коллекторов уже сложилась. В 2017 году Арбитражный суд региона принял 17 решений об административном наказании в виде штрафов от 50 до 60 тыс. руб. в отношении коллекторских агентств, которые зарегистрированы в Москве и Санкт-Петербурге. Суды общей юрисдикции вынесли три решения о штрафах от 5 до 200 тыс. руб. в отношении микрофинансовых организаций. Так, иркутская микрофинансовая организация заплатила штраф 20 тыс. руб. за разглашение персональных данных: на стенде в подъезде дома, где проживает должница, разместили информацию о ней с указанием ФИО, даты рождения и о её кредитах в банках, которые она не выплачивает.
Диалог можно отключить
«Закон также предусматривает исключение из реестра коллекторских агентств наиболее злостных нарушителей, - пояснил Теймур Талехович. - Однако пока в стране таких прецедентов не было. Мы понимаем, что взыскивать долги с граждан может вызваться и организация, не состоящая в этом реестре. Тогда её действия будут наказываться более жёстко. Например, в прошлом году питерское ООО «Константа» заплатило штраф 200 тыс. руб. за то, что взыскивало кредиторскую задолженность, не будучи включённым в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности».
И ещё одна немаловажная деталь, на которую стоит обратить внимание: по закону у гражданина есть право отказаться от взаимодействия с коллекторами. Тогда они должны идти в суд, а затем исполнительный лист о взыскании кредитной задолженности поступает в Службу судебных приставов.
Кстати
Коллекторы могут звонить должнику не более одного раза в сутки, двух раз в неделю, восьми раз в месяц. Встречаться лично - не более одного раза в неделю, причём всё общение должно происходить в рабочие дни в период с 8 до 22 часов, а в выходные и нерабочие праздничные дни - с 9 до 20 часов по местному времени по месту жительства должника.
Без письменного согласия должника коллекторы не вправе сообщать третьим лицам сведения о должнике, просроченной задолженности, её взыскании и любые другие персональные данные. Например, звонить на работу и говорить об этом коллегам. Или писать о долге в социальных
сетях.