Примерное время чтения: 7 минут
430

Если вода жидкая – ныряем. Соревнования по фридайвингу проходят на Байкале

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 40. АиФ в Восточной Сибири 05/10/2022

29 сентября в поселке Листвянка в Иркутской области начались соревнования по погружению без акваланга (фридайвингу). Как проходит «Baikal Challenge 2022», и с чем сталкиваются ныряльщики, читайте в материале irk.aif.ru.

Русалочьи хвосты

«Фридайвинг – это молодой вид спорта. В России он стал заметен в начале 2000-х, - вспоминает исполнительный директор Федерации фридайвинга Валерий Радченко. – Раньше даже всероссийские соревнования проходили за границей, в Египте».

Валерий Радченко. Фото: АиФ/ Андрей Калинкин

С 2019 года сначала из-за коронавируса, а затем из-за текущих событий наметился поворот к развитию регионального фридайвинга. Всероссийские мероприятия теперь проводятся в Сочи и на озере Черек-Кёл в Кабардино-Балкарии. Также ныряльщики осваивают новые водоемы, такие как Белое море и Байкал.

На Байкале соревнования проходят впервые, но в 2021 году фридайверы Алексей Молчанов и Ольга Маркина погрузились под лёд на 80 и 63 метра соответственно. Молчанов в тот день установил рекорды Гиннеса.


На «Baikal Challenge 2022» съехалось около 30 дайверов из Москвы, Красноярска, Хабаровска и, конечно, из Иркутской области.
По словам одного из главных организаторов соревнований Марка Кисурина, в Приангарье регулярно ныряет около 120 человек.

28 сентября у фридайверов были тренировочные погружения, а дни с 29 по 2 октября отданы непосредственно соревнованиям. Ныряльщики соревнуются в различных дисциплинах. Например, ныряют в моноласте, которая превращает ноги ныряльщика в подобие русалочьего хвоста.

«С такой экипировкой приходится прилагать больше усилий, зато за счёт большей площади моноласта позволяет погружаться глубже и быстрее, - объясняет участница из Санкт-Петербурга, Ольга Маркина. – Также есть такие номинации как ныряние в обычных ластах, без ласт и спуск по тросу».

Фото: федерация фридайвинга России

Первым делом безопасность

Погружаются участники с так называемого «соревновательного сетапа». Это сложная конструкция, которая включает плот для судейской команды, буйки на которых тренируются участники и отдыхают ныряльщики из группы подстраховки. Её располагают на таком удалении от берега, чтобы до дна было более 100 метров. В озере Черек-Кёл такая глубина начинается уже в 50 метрах от берега, на Байкале – в 500, а в Сочи приходится удаляться от суши на 8-10 км.  

Важнейшая часть сетапа – система экстренного извлечения: это соединение рычагов и блоков, которые в случае возникновения проблем быстро вытянет фридайвера наверх за счёт сброшенного в воду противовеса. Также для обеспечения безопасности каждого спортсмена страхует ещё три фридайвера.

фридайвинг
Фото: федерация фридайвинга России

«Основной сопровождающий встречает ныряльщика примерно на трети заявленной глубины погружения. Дальнейший путь вниз и вверх они проделывают вместе, – говорит фридайвер из Подмосковья Борис Макашов. – Подстраховывающий также находится под водой без маски, у меня самое большое время, которое пришлось провести на глубине, составляет 2 минуты. Это не так много, но нужно учитывать, что спортсмен делает единственный нырок, а страхующему предстоит значительно больше погружений».

Второй фридайвер из группы подстраховки находится ближе к поверхности, готовый подменить основного, если у того самого что-то пойдёт не так. Третий дежурит на плоту, его задача – страховать самих страхующих.

«Большое внимание безопасности уделяют и судьи. Они внимательно следят, чтобы спортсмены соблюдали все меры предосторожности и выполняли правила. Например, при всплытии показали знаком, что у них всё хорошо». – рассказывает главный судья соревнований Дмитрий Еркулов.

Фото: АиФ/ Андрей Калинкин

Погружение в себя

Достиг ли ныряльщик заявленной глубины фиксирует размещённая под водой аппаратура. Если погружение прошло хорошо, то спортсмену показывают белую карточку, за незначительные нарушения – жёлтую, а если речь идёт о дисквалификации – красную. Дисквалифицируют, в том числе, за потерю сознания.

Спортсменов увозят на сетап и привозят обратно на двух моторных лодках. А остальные наблюдают за ними в подзорную трубу из помещения дайвинг-клуба, топят баню и отправляют товарищам тёплую воду в термосах, чтобы отогревать уши. Ведь температура воды в Байкале в это время года 8-9 градусов. Это не слишком комфортно даже несмотря на гидрокостюм из вспененной резины, а замёрзшими губами куда сложнее удержать воздух. Но участников суровые условия не смущают.

«Мы ныряем в любую воду, лишь бы она была жидкая. Если вода твёрдая, мы её сначала пилим, и только потом ныряем», - улыбается Дмитрий Еркулов.

29 сентября максимальная глубина, на которую погружались ныряльщики, составила 57 метров. Этот нырок совершил пара-фридайвер Александр Кусакин, которому заниматься любимым спортом не помешала даже потеря обеих ног.

Фото: федерация фридайвинга России

«Мы создали направление пара-фридайвинга в составе российской Федерации фридайвинга, чтобы люди с какими-то особенностями, с инвалидностью могли прийти к нам и заниматься, реабилитироваться, достигать новых высот», - говорит мужчина.

В последующие дни участники намерены побить этот результат. Кто на какую глубину заявился, неизвестно до последнего момента. Это главная интрига соревнований. Если все спортсмены выполнят поставленные перед собой цели и не будут дисквалифицированы, победа достанется тому, кто нырнул глубже всех.

«Но, фридайвинг – это не только про цифры. Это, прежде всего, способ получить новые эмоции, преодолеть трудности и погрузиться в себя», - считают ныряльщики.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ-5 читаемых

Самое интересное в регионах