Русский хоккей, он же бенди, он же хоккей с мячом – один из самых любимых видов спорта в Приангарье. Первые игры в Иркутске состоялись в начале прошлого века, а «официальным» годом рождения хоккея с мячом в нашем регионе считается 1923 год. В былые времена матчи собирали десятки тысяч зрителей.
О том, как зарождалась и развивалась народная игра, корреспондент irk.aif.ru беседует со спортивным журналистом, соавтором книг о русском хоккее Михаилом Климовым.
«Переучить» на шайбу не получилось
Анна Попова, «АиФ Иркутск»: Почему хоккей с мячом оказался таким популярным именно у нас? Его даже называют «иркутским национальным видом спорта»?
Михаил Климов, спортивный журналист: Этот исконно сибирский, русский вид спорта, как нельзя лучше подходит нашему характеру, размаху и привычкам. Нет ничего удивительного в том, что он пришёлся по душе многим болельщикам. В 60-е годы появилась первая команда мастеров по русскому хоккею – «Локомотив». Она практически полностью состояла из местных воспитанников. Можно вспомнить таких популярных хоккеистов, как Рыбин, Джурук, братья Хандаевы, Эйсбруннер, Протасов, Комаровский, Терентьев.
В 70-80-е годы был такой тренер, Николай Григорьевич Ополев, которого все звали Дядей Колей. Он тренировал ребят в спортивном клубе «Вымпел», и в своё время «Локомотив» практически полностью состоял из его воспитанников. Человек 12-15 точно были выходцами из этого клуба. Немало талантливых ребят выросло в Глазково и Иркутске-2. «Локомотив» был по-настоящему народной командой, поэтому так и полюбился болельщикам.
– И это при том, что наши воспитанники редко попадали в состав сборной Союза по хоккею с мячом?
– В первой сборной наших воспитанников действительно было немного, отчасти это объяснялось и нашей «провинциальностью», но есть с десяток ребят, которые становились чемпионами мира среди юниоров и юношей.
– В советское время хоккей с шайбой и хоккей с мячом могли соревноваться в популярности, почему в Иркутске шайба эту борьбу проиграла?
– В русский хоккей в Иркутске играли с начала 20-х годов, а канадский появился только в 50-х. И для его развития не хватало полноценных условий. Поначалу предпринимались попытки всех массово «переучивать» на шайбу.
В 70-х сложилось чёткое разделение: в Иркутске – мяч, а в Ангарске – шайба. Хотя я не понимаю, почему эти виды спорта нужно противопоставлять. Смотрю и то, и другое с удовольствием. Тем не менее хоккей с мячом из этого противостояния на иркутской земле вышел победителем.
Красиво отпраздновать гол
– Бум невероятного интереса к русскому хоккею в Иркутске случился в 90-е, когда гремела «Сибскана». В чём был феномен её популярности?
– Тогда город накрыла волна фанатизма, главный иркутский стадион от матча к матчу бил рекорды посещаемости. На это повлияло множество факторов: от организаторских способностей тогдашних руководителей клуба, которые могли поставить «на уши» весь город, до работы с прессой. Но главное – подобралась отличная команда, сплав опыта и молодости. На высоте был и тренерский штаб. На смену Олегу Катину пришёл Сергей Лихачёв. Команда показывала весёлый, интересный хоккей, зрителям это нравилось.
В те времена об играх говорилось, что называется, из каждого утюга. В день матча хоккей был везде. С обеда на игры по улицам шли толпы людей. Школьники сбегали с уроков, чтобы попасть на матчи, учителя точно знали, что они пошли именно на хоккей.
– Тогда в команде было много ярких личностей, которые тоже привлекали внимание болельщиков, становились для них кумирами.
– Многие болельщики, когда отправлялись на хоккей, в первую очередь приходили на игроков. У каждого были персональные фанаты, и в «Сибскане» тоже. Если бы меня попросили назвать лучших игроков, то Евгения Гришина я бы точно поставил на первое место. Это был игрок высочайшего класса, как говорится, форвард от Бога, непревзойдённый бомбардир, но в общении – рубаха-парень, в чём-то даже бесшабашный и простой. Все знали: когда в составе Гришин, с поля без гола он точно не уйдёт.
Были, конечно, ещё Женя Иванушкин, Саша Насонов, другие звёзды, но в Иркутск они приехали далеко не новичками. Кстати, многие хоккеисты, которые попадали в команду Лихачёва, допустим, из Краснотурьинска, Первоуральска, Абакана или Красноярска, оседали в ней на многие годы и быстро становились «своими». Все они имели свои узнаваемые черты. Насонов и Гришин, например, могли сыграть на публику – красиво гол отпраздновать.
Но важно было то, что после игры их не увозили под охраной на тренировочную базу. Каждый болельщик мог подойти к хоккеисту, пообщаться, пожать руку. Даже на тренировку можно было совершенно свободно пройти.
То, что команда была ближе к людям в то время, тоже большой плюс. Отсюда, наверное, и пошло название – «народная». Тогда и в страшном сне не могло привидеться, что на матчи иркутян, например, с «Кузбассом», «Енисеем» или московским «Динамо» будут собираться полторы-две тысячи зрителей…
Болельщик стал другим
– Местных воспитанников сегодня в команде не так много?
– Сегодня большинство игроков в иркутской команде приезжие, и это общероссийская, если не общемировая тенденция. Если хочешь достичь высоких результатов, нужны сильные игроки, и это логично. Такая ситуация во многих командах страны.
Своих воспитанников, пожалуй, хватает только «Енисею», который может выручать игроками не только себя, но и другие команды Суперлиги благодаря хорошей школе. В последние годы по этому пути пошли и «Водник», и «Кузбасс». Наших же воспитанников сейчас можно пересчитать по пальцам.
– Почему в наши дни хоккей с мячом не собирает такие трибуны, как раньше?
– Болельщик стал другим. У него появилось больше развлечений. Опять-таки, есть возможность посмотреть игру онлайн по телевизору или с телефона. Три года назад в Иркутске появился крытый ледовый дворец, и это благо для хоккеистов. Помню, как играли на «Труде» в 30-градусный мороз. Приходилось делить игру на три тайма по 30 минут. Игроки заезжали в подтрибунку с обмороженными лицами и пальцами. А болельщики мёрзли на трибунах.
При плюсовой температуре не лучше: например, в прошлом туре из-за плохого качества льда на открытом стадионе в Димитровграде «Волге» засчитали техническое поражение от «СКА-Нефтяника». Конечно, крытый дворец – это тепло и уют, как для спортсменов, так и для болельщиков. Но я знаю любителей хоккея со стажем, которые не ходят туда. Им не хватает особой атмосферы настоящего зимнего вида спорта – простора, свежего воздуха, общения, даже морозца.
– А как с атмосферой за пределами Иркутска?
– Если мы посмотрим на проблему глобально, то увидим, что интерес к хоккею с мячом не растёт. Сколько было разговоров о том, что он станет олимпийским видом спорта, что появятся команды из других стран! Но в тройке лидеров многие годы пребывали только Россия, Швеция и Финляндия. Время от времени в неё попадали Норвегия и Казахстан. Что мы видим сейчас: чемпионат мира 2024 года как среди мужчин, так и среди женщин отменили. Почему? Во-первых, без России этот турнир никому не нужен. А во-вторых, из-за отсутствия интереса к соревнованиям и рекламодатели со спонсорами проявили к нему полное равнодушие.
– Как возродить былой интерес к русскому хоккею?
– Проблему нужно решать в комплексе. Как было с биатлоном. Раньше им интересовалась небольшая группа фанатов. А когда в спорт вложили немалые деньги, соревнования стали показывать чуть ли не на всех федеральных каналах, пробудился всеобщий интерес. Что касается хоккея с мячом, то на федеральном телевидении ему уделяется очень мало времени, а в спортивной прессе пишут разве что о матче за первое место в Суперлиге. «Остыла» к хоккею с мячом и региональная пресса.
При надлежащей работе можно и молодёжь на игры привести, и спортивные школы наполнить ребятами, и новые турниры придумать. Однако надо помнить о том, что между командой и болельщиками не должно быть искусственно созданных барьеров. Мне не очень нравится то, что сейчас на матчах крен делается в сторону шоу. Понятно, что молодёжь веселят массовики-затейники и громкая музыка, но впечатлять должна в первую очередь зрелищная игра.