В Иркутске стартовало Международное ралли Шёлковый путь 2025. Участие в гонке по бездорожью и песчаным дюнам участвуют спортсмены из разных стран, и наибольшее внимание зрителей приковано именно к командам грузовиков. Руководитель и пилот команды «МАЗ-СПОРТавто» из Белоруссии Сергей Вязович рассказал, как устроен быт гонщиков и как санкции влияют на организацию ралли. Подробности в материале irk.aif.ru.

«Крана с водой среди пустыни нет»
— Ралли каждый год походит по очень живописным местам, в этом году первый участок пройдёт по побережью Байкала — успевают ли гонщики полюбоваться красотами?
— На самом деле, нет. В этом году на ралли команда прилетела на самолёте, а грузовики везли на специально созданных грузовых лафетах. Так что Иркутск и Байкал мы увидели только с высоты из иллюминатора. Хоть мы и побывали в разных странах мира, для нас все эти точки на карте — это только аэропорт, гостиница, пустыня и палатка. Это действительно так, когда ты сосредоточен в первую очередь на результате.
Кстати, когда в 2019 году старт также был в Иркутске, мы приехали сюда на грузовиках из Томска. И вот тогда мы смогли увидеть сибирскую природу. Посмотрели на эти безграничные леса: когда ты поднимаешься на высокогорье, смотришь по сторонам с высокой точки и вокруг просто океан из леса. Это потрясающе.
— Трасса ралли в 5 тысяч километров поделена на спецучастки, и между ними команды останавливаются на биваке — как организован быт и работа вовремя таких остановок?
— В первую очередь, конечно, на биваке мы уделяем внимание обслуживанию техники. Даже, если она, на первый взгляд, не требуют большого ремонта, всегда проводится скрупулёзная диагностика. Важно устранить даже невидимую поломку до того, как она даст о себе знать. У нас уже большой опыт, и мы знаем, каков срок службы каждой детали. Например, она может прослужить 3 дня или 1000 километров, и после этого может выйти из строя.
В команде 35 человек, и только 9 из них это гонщики. Остальные — механики, слесари и другие важные специалисты. У каждого свой круг обязанностей: кто-то занимается организацией бытовых условий и питания, кто-то занимается оформлением документов для пересечения границы, кто-то следит за движением соперника. На самом деле, организовать быт на биваке непросто. Даже банальное мытьё машины после прохождения спецучастка нужно придумать заранее. Ведь в Монголии посреди пустыни нигде не торчит кран с водой или колонка.
— Грузовики техподдержки едут вместе с вами?
— Да, 6 грузовиков поддержки, фура и 2 крупные «технички». Организуем выездные сервисы. Всегда нужно продумывать заранее, где их можно разместить. Чтобы не терять драгоценное время, важно, чтобы бригада слесарей уже ждала нас на точке, когда мы приедем. Поэтому, если наш старт запланирован на 8 часов утра, то выездной сервис должен отправиться в путь уже в 5.
Также с собой есть запас топлива. Его требуется достаточно много. Например, на большой участок в 380 километров с дюнами потребуется 800 литров топлива — и это только для спортивной машины. Каждый участвующий непосредственно в гонке грузовик за ралли «съест» от 5 до 8 тонн дизельного топлива.
— Встречают ли вас в каждом новом регионе во время гонки?
— Да, причём, в каждом регионе нас встречают по-своему: кто с караваем, кто с мёдом — везде есть свои национальные особенности. И церемония финиша тоже всегда масштабная. Мы к этому даже уже привыкли. Иностранные же организаторы ралли не привыкли баловать участников, у них это как-то не принято. А вот славянские народы всегда отличаются гостеприимством.
Яркие фото старта ралли Шёлковый путь 2025 в Иркутске
Разрыв в 5 секунд
— Многие сравнивают «Шёлковый путь» и «Дакар» — на ваш взгляд, в чём отличие этих ралли-рейдов?
— В грузовом зачёте для нас вообще никаких отличий нет. Мы участвовали в «Дакаре» с 2018 года, и это было соперничество исключительно между МАЗом и КАМАЗом. В этом ралли участвовали по 40 грузовиков, но я их даже ни разу не видел — настолько они были далеко от нас. Можно было уже на старте заранее угадать, кто войдёт в первую тройку. Никто другой, кроме наших команд, на этот подиум не попадал до тех пор, пока мы не попали под санкции. Для нас борьба продолжилась как раз на «Шёлковом пути».
На мировом уровне конкуренция в «Дакаре» намного ниже — мы могли на грузовиках приехать к финишу наравне со внедорожниками впервой двадцатке, а разрыв во времени между грузовиками мог составлять пару часов. Так что в плане конкуренции мы точно ничего не потеряли.
И сейчас у иностранцев есть большое желание принять участие в «Шёлковом пути», однако они не могут этого сделать, поскольку партнёры и спонсору вынуждены отказывать им в поддержке. Тем не менее, гонщики из разных стран следят за нашей борьбой, комментируют каждый этап. Вы думаете, они сейчас какой-то сериал смотрят? Нет — внимание приковано именно к нашему ралли-рейду.
— А каков темп на «Шёлковом пути»?
— В прошлом году мы шли первыми до 7 спецучастка, обгоняя лидера команды КАМАЗ всего на 5 секунд. Ты 7 дней едешь на полном газу и, если ты отпустишь педаль всего на несколько секунд, можно фиксировать проигрыш. Нам помешала выиграть поломка в дюнах — вышел из строя рулевой механизм. Мы потеряли 1 час 20 минут — и эта поломка стала фатальной.
В ралли далеко не всё зависит от скорости. Выигрывает не тот, кто быстрее, а тот, кто приезжает первым. В пути с тобой может случиться, что угодно. Может подвести техника, может ошибиться штурман — да и ты сам, как пилот, можешь направить машину не туда. Даже прокол колеса — поломка, которая устраняется за 5-6 минут — и та является проблемой. Чтобы устранить этот разрыв в несколько минут, потребуется 2-3 дня.

Дюны и лесные дороги
— В чём особенность маршрута на ралли, ведь каждый год он меняется?
— Да, он каждый раз разный — например, когда маршрут походил через Китай, его особенностью стала пустыня огромных размеров. В Монголии в прошлом году был участок с дюнами протяжённостью 100 километров — его преодолели буквально считанные экипажи. Остальные съехали на асфальт. Такой пустыни на ралли не было никогда. В России же это преимущественно узкие лесные дороги. Иногда и погода вносит свои коррективы, что усложняет преодоление дистанции.
— Насколько более конкурентным становится зачёт грузовиков?
— С каждым годом команды «молодеют» — буквально недавно эти ребята считались неопытными, а сейчас они уже наступают нам на пятки, а в некоторых аспектах даже обгоняют. Например, очень молодая и перспективная команда «Урал» — на домашних соревнованиях в Свердловской области они чуть не заняли первое место, если бы не инцидент с застреванием. Я рад, что зачёт грузовиков с каждым годом становится всё более конкурентным и интересным.
— Спортсмены очень суеверные люди — а какие особые ритуалы есть у вас?
— Я никогда не беру с собой сухой паёк и палатку, в которой можно переночевать. Как правило, когда беру с собой, они обязательно пригодятся. А, если я не возьму эти вещи — они и не потребуются. Ещё во время предстартового интервью никогда не делюсь планами на гонку. Как только о них расскажу — они обязательно поменяются.
Ребёнок и двое взрослых погибли в ДТП с тремя машинами в Иркутской области
Мужчина утонул во время купания в необорудованном месте на реке Бирюса
Погибшему на СВО Павлу Белову из Иркутска присвоили звание Героя России
Морозильник берём с собой. Семья рыбаков рассказала, как ездит на Байкал