Дом - миллионник
Место сбора – 60-квартирный дом под номером три в Первомайском. Время сбора – вечернее, с расчётом на то, что многие к этому часу уже дома. Внушительная «делегация» из судебных приставов, сотрудников управляющих компаний, ЖКХ, полиции и журналистов прошлись по неплательщикам. Этот дом находится в «чёрном» списке, его общая задолженность – почти миллион рублей. Неблагополучным назвать его трудно, в подъездах чисто, поставлены пластиковые окна, новая кровля, а в подвале, говорят, можно жить, очень чисто и тепло. Недавно здесь провели капитальный ремонт.
Главный инженер подрядной организации Юрий Замараев сетует, - должники живут за счёт соседей, ведь подъезды убирают, дворники работают, периодически управляющие компании делают ремонт. А должники как не платили, так и не платят. В целом ситуация по Иркутску тяжелейшая.
Квартира № 60 должна порядка 120 тысяч, в ней прописаны шесть человек. На звонок никто не отвечает. Соседка говорит, что здесь живёт только один мужчина, периодически злоупотребляющий алкоголем. По её словам, ещё четыре года назад у него была большая семья, но вот уже как два года он один, с этого времени и начал копиться долг.
Ещё одна квартира № 84 должна более 70 тысяч, срок долга уже два года. Дверь открывает женщина, представляется Евгенией. От долгов не отказывается, но говорит, что всем ведает её отец, которого, впрочем, не оказалось дома. Судебный пристав начинает описывать мебель. Евгения с неохотой ищет документы на технику. Из ценного пристав выделяет два телевизора, музыкальный центр, и мебель. Семью нельзя назвать благополучной, видно, что здесь живут любители горячительных напитков и скорее всего причина неуплаты, кроется как раз в этом.
Решение проблемы
Ситуация в Иркутске по долгам за коммунальные услуги, действительно, очень сложная. Общая сумма задолженности составляет более миллиарда рублей, и с каждым годом она только увеличиваются. И чтобы хоть как- то улучшить ситуацию в ЖКХ начали применять нововведения. К примеру, сотрудничество с банками.
– Мы направляем в банки данные о неплательщике, - рассказывает эксперт по правовым вопросам Ирина Кустова, - и банк через банккарту автоматически списывает сумму долга. Эта мера действует с августа этого года. По количеству должников, которые после списания долга обращаются в управляющие компании, можно сказать, что она действенная. Понятное дело, что все возмущаются, но потом долги всё же начинают оплачивать. Единственное, что нас сильно тормозит, это федеральный закон 152 о защите персональных данных.
Выход из сложившейся ситуации, многие представители управляющих компаний видят в создании обменного фонда.
- Выселять злостных неплательщиков закон позволяет, - говорит инженер подрядной организации Юрий Замараев - но проблема в том, что их некуда выселить. Переселив должника из трехкомнатной квартиры в однушку, к примеру, и продав его трёшку, можно закрыть долги. Показательное переселение за долги, думаю, многих заставило бы задуматься. В Октябрьском районе есть постановление суда о выселении должника, но опять же их выселить некуда. Хочу отметить, что в Омске, Томске и Красноярске такая система хорошо отлажена и действенно работает.
Долги как снежный ком, начали расти ещё с лихих 90-х. С каждым годом ситуация только ухудшается, и без кардинальных решений и действенных мер, вряд ли удастся её преломить.