По данным Иркстата автопредприятиями области за январь - июль 2012 года перевезено 111,2 млн пассажиров. Эту деятельность осуществляют 1,2 тыс. так называемых хозяйствующих субъектов, имеющих лицензию на перевозку пассажиров регулярными маршрутами, с автопарком от одного до ста и более автомобилей.
Коробки на колёсах
Однако красивое слово «автопарк» совсем не ассоциируется с дребезжащей грудой хлама, которую можно видеть на остановках общественного транспорта. На днях в Иркутске при посадке в железную коробку на колёсах женщина взялась за поручень и выпала вместе с ним на дорогу: удар головой об асфальт, потеря сознания, сотрясение мозга.
Фото: Инны ПАЛЬШИНОЙ |
- Ненадлежащее техническое обслуживание - больное место коммерческого пассажирского транспорта, - говорит заместитель начальника территориального отдела Госавтодорнадзора по Иркутской области Наталья АЛЕКСЕЕВА. - Режим труда и отдыха тоже зачастую не соблюдается: продолжительность смены - более 12 часов в день. На основании этих и других нарушений с начала года в области составлено порядка 200 протоколов в отношении предпринимателей, занимающихся пассажирскими перевозками. По каждому случаю вынесены судебные решения о наказании в виде предупреждения или штрафа.
Минимальный штраф для предпринимателя - 3 тыс. рублей, для юрлица - 30 тыс. рублей. Сейчас законодательство стало строже: если один и тот же недостаток выявляется повторно в течение года, то это грозит приостановлением коммерческой деятельности. Не исключено, что нововведение положительно скажется на обновлении состава общественного транспорта - изношенные машины могут привести к потере бизнеса. Пока же, по данным Управления Роспотребнадзора по Иркутской области, 60% автомобилей, задействованных в пассажирских перевозках в регионе, эксплуатируются более 15 лет.
Бесконтрольная жизнь
Впрочем, хорошее техническое состояние транспорта не гарантирует счастливого пути.
- Ежемесячно на дорогах Иркутска выявляется от 500 до 800 нарушений со стороны водителей зарегистрированных в областном центре автобусов, - констатирует начальник отделения технического надзора ОГИБДД УМВД России по городу Иркутску Сергей ШВИН. - Речь идёт не только о не соблюдении правил дорожного движения, но и о фактах выхода на линию без соответствующей лицензии.
Фото: Инны ПАЛЬШИНОЙ |
Решить проблему, работая лишь на дороге, невозможно, считают в ГИБДД. Штраф либо предупреждение - половинчатые меры. Чтобы остановить водителей, совершающих пиратские вылазки по перевозке людей в «убитых» автобусах, нужны эффективные законодательные рычаги контроля, которых пока нет.
Стихийный рынок не устраивает и большинство частных перевозчиков. Для координации своей работы десятки автотранспортных предприятий Иркутска объединились в городскую ассоциацию. На их долю приходится половина всех пассажирских перевозок в городе. Они ведут «чёрный список» недобросовестных водителей, для контроля скоростного режима оснащают свои машины аппаратурой спутниковой навигации (ГЛОНАСС/GPS). Среди перевозчиков ассоциации установлено правило, согласно которому пассажир может не платить за проезд, если водитель маршрутки или автобуса курит во время движения.
- Иркутск долго жил бесконтрольно, - считает заместитель председателя ассоциации автотранспортных предприятий Иркутска Алексей КОЛМАКОВ. - Понадобится ещё много лет, средств и сил, чтобы вывести организацию пассажирских перевозок хотя бы на уровень административных центров соседних регионов.
Фото: Инны ПАЛЬШИНОЙ |
Комментарий
Виктор БЕРСЕНЕВ, начальник отдела транспорта и связи комитета ЖКХ администрации г. Иркутска:
- Муниципальные власти не имеют рычагов влияния на организацию коммерческих пассажирских перевозок. Контрольно-надзорными функциями в этом вопросе наделены ГИБДД и Госавтодорнадзор. Частные перевозчики лишь информируют администрацию города, сколько машин выпускают на линии, да и эти сведения передают нам на добровольных началах. В свою очередь мэрия развивает муниципальные пассажирские перевозки – в городе работают два муниципальных пассажирских предприятия: закупаются новые автобусы, троллейбусы, проводится капитальный ремонт контактной сети, тяговых подстанций и трамвайного пути.