Примерное время чтения: 9 минут
389

Общественный транспорт Иркутска все чаще становится полем битвы

Фото Наталии ГОРБАНЬ

Иркутск, 6 декабря – АиФ-ВС. Ведь даже если ты ездишь на собственном автомобиле, то рядом с тобой на проезжей части всегда автобусы, которые часто грозят «встать» прямо на дороге или гоняют наперегонки с конкурентами – перевозчиками. Поэтому «АиФ в ВС» решил еще раз собрать за своим круглым столом экспертов, чтобы попытаться разобраться в причинах беспорядка в пассажирских перевозках Иркутска и попробовать найти решение проблемы. У нас в гостях побывали заместитель начальника департамента дорожного строительства, благоустройства и транспорта КЖКХ администрации г.Иркутска Юлия Гордина, руководитель Управления ФАС России по Иркутской области Валентина Заморина, старший инспектор по пропаганде безопасности дорожного движения ГИБДД УМВД России по г.Иркутску Андрей Кабанов, главный государственный инспектор Межрегионального управления госавтонадзора по Республике Бурятия и Иркутской области Тамара Воронова, заместитель председателя Ассоциации частных перевозчиков Иркутска Алексей Колмаков и заместитель начальника отдела иммиграционного контроля УФМС России по Иркутской области Александр Родзиковский.

Стихийный рынок

Как признала Юлия Гордина, рынок пассажирских перевозок в Иркутске, сложившийся около 15 лет назад, развивался стихийно и хаотично:

- Сейчас коммерческие перевозчики осуществляют перевозку пассажиров в то время, когда им интересно - с 8 до 21 часа. А ранним утром и поздним вечером да еще и в сиесту поток небольшой, возить невыгодно. Но автобусы обязаны соблюдать интервал движения, максимум которого 20 минут. Питерцы по нашему заказу делали исследование пассажиропотока, на основании чего сейчас составляется расписание для каждого маршрута.

Языком цифр
Доля коммерческого транспорта в областном центре, по данным Юлии Гординой, составляет более 80%. Шесть лет назад в Иркутске было 3 муниципальных автотранспортных предприятия, имеющих 450 автобусов и «Горэлектротранс», а сейчас одно МУП в котором 180 единиц транспорта. В то же время в Иркутске действуют 66 маршрутов.

По словам Тамары Вороновой, ежемесячно УГАДН выдает порядка 50-100 лицензий на всю Иркутскую область. Сейчас насчитывается 1996 лицензиатов, за которыми зарегистрировано 5,5 тысяч единиц транспорта. В Иркутске 270 лицензиатов и 2,4 тысяч единиц транспорта соответственно.

Валентина Заморина в свою очередь сразу же напомнила, что нельзя делить коммерческие предприятия и МУПы:

- С точки зрения закона МУП также работает с целью извлечения прибыли, а значит он по своему определению такое же коммерческое предприятие как и другие организационно-правовые формы. В Иркутске действительно сложилась пренеприятнейшая. В 1997 году администрация города решила провести первый конкурс по выбору перевозчиков на маршруты. Благое дело. Но в качестве критериев были предложены, например, глубина протектора. Мы выдали предписание о внесении изменений в положение. Год администрация думала. Мы требовали внести изменения, но положение просто отменили. Это главная ошибка. После этого рынок пассажирских перевозок в областном центре складывался стихийно.

- Любой конкурс, - продолжает Валентина Заморина, - предусматривает предмет конкурса. Сначала предметом конкурса было право на осуществление пассажирских перевозок. Но ведь право это дает лицензия. Когда в этом году администрация в очередной раз начала проводить конкурсы, она установила предметом конкурса доступ к муниципальному имуществу - маршрутам, поскольку они в свое время зарегистрированы как муниципальное имущество. Здесь хоть есть предмет конкурса – право использовать муниципальное имущество.

По мнению руководителя регионального УФАС, приучить перевозчиков соблюдать расписание можно было уже давно и руководствуясь только одним законом «О защите прав потребителей», статьи 9 и 10 которого предусматривает святую обязанность при оказании услуг по перевозке пассажиров соблюдать расписание движения.

Фото Андрея ФЁДОРОВА

- В свое время мы это начинали. Результат – таблички на остановках об интервалах движения. Но на этом все и закончилось. Но меня, как пассажира волнует и другой момент: проведение технического осмотра автобусов. К примеру, вчера он прошел ТО, а сегодня у него дырка в полу, прикрытая линолеум. Или как автобус с регистрацией 80 региона, которому лет 30, может работать на линии в Иркутске и дважды в год ездит в этот Агинский округ на ТО? Это смешно!

Пассажир против!!!

Андрей Кабанов напомнил собравшимся за круглым столом, что ГИБДД сейчас не проводит ТО транспортных средств, эта функция передана частным фирмам.

- За нами осталось выявление технических неисправностей на линии, инспекторы это проверяют. Но сейчас у нас работают максимум три экипажа государственных инспекторов технического надзора. И когда они выявляют нарушения – технические неисправности или проезд на запрещающий сигнал светофора – пассажиры требуют отпустить водителя, чтобы автобус продолжил движения. Поэтому проверки такие мы стали проводить на конечных остановочных пунктах в спальных районах. Но тут тоже свои сложности. Кого успели осмотреть, того проверили. Тут же водители автобусов начинают обзвон своих коллег, и те не доезжая до конечки разворачиваются. Опять же пассажиры начинают возмущаться тем, что из-за инспекторов автобусы не прибывают на остановку и им не на чем ехать. Или, к примеру, останавливаешь маршрутку, которая двигается к новейшему Ангарскому мосту, где нет никаких маршрутов, спрашиваешь – почему вы здесь проезжаете? А пассажиры говорят, что это автобус по заказу. И их не волнует, что автобус идет по незаконченной еще дороге. Бывает, что маршрутчики узнали, что на линии работают инспекторы – и не выходят в рейс. А в час-пик, когда инспекторов мало, нелегалы выскакивают на маршрут, собирают деньги и уходят. И они-то, как правило, и попадают в ДТП. Чаще всего такая практика распространена на маршрутах №№ 18,70, 19, которые не выезжают за пределы Свердловского района, чтобы не встретиться с инспекторами.

По данным Тамары Вороновой, соискатели лицензии нам представляют данные о производственной базе, о месте стоянки транспорта, проведении медконтроля, о наличии водительского состава, заключении с ними трудовых договоров, о допуске их к осуществлению перевозок: о водительской категории, стаже работы.

Фото Андрея ФЁДОРОВА

- Большая часть соискателей выдерживают эти требования, - уверяет Тамара Воронова. - Мы проводим проверки документов, выездные проверки. Осматриваем подвижной состав на соответствие видам транспорта. Большинство же соискателей лицензии - индивидуальные предприниматели, которые не имеют ни собственных баз, ни медиков, а заключают договоры с соответствующими организациями. Закон говорит о том, что у лицензиата транспортные средства могут быть личными или любым другим законным способом приобретенными, в том числе по заключенным договорам аренды. Конечно, много именно таких. Изъять лицензию может только суд, а мы можем инициировать судебное разбирательство по фактам нарушения законодательства с требованием изъять лицензию. Но сейчас фактов аннулирования лицензий в области нет.

Все хотят быть водителями

Кстати
За 10 месяцев 2012 года в Иркутске совершено 1370 ДТП с участием маршрутных транспортных средств, из них по вине водителя 774 ДТП, с пострадавшими – 79 ДТП. Возросла тяжесть последствий от этих аварий. Так погибло 3 пассажира, из них по вине водителя автобуса – 1, ранено 139 пассажиров, по вине водителей 74 пассажира. Во время 26 проверок предприятий, осуществляющих пассажирские перевозки, инспекторами ГИБДД было выдано 26 предписаний на устранение недостатков, привлечено к административной ответственности 2 967 водителей автобусов, 155 должностных лиц автотранспортных предприятий, в УГАДН направлено 177 предписаний по выявленным нарушениям условий лицензирования. Большинство выявленных нарушений – технические неисправности.

По мнению Алексея Колмакова, сегодня рынок двигается к тому, что больше половины автобусов будут работать вообще без лицензий, без путевок, а перейдут в черную перевозку:

- Схема извоза по заказу начинает набирать обороты. Хотя там должен быть ряд документов – заявка, список пассажиров, договор фрахтования. Но в конце мы имеем практически неконтролируемую ситуацию. Водитель -нелегал в режиме легкового такси выезжает на конечку, садит всех, кто едет, предположим, в аэропорт, и прет. Какое может быть расписание?!!! Как его выполнить в пробках?

Как отметил Александр Родзиковский, водителей нелегалов в сфере пассажирских перевозок Иркутска действительно очень много:

- Не смотря на то, что на текущий год по решению межведомственной комиссии, которая определяет квоты, не выдано ни одного разрешения на пассажироперевозки, выходцев из ближнего зарубежья за рулем автобусов немало. Дело в том, что многие из них получили гражданство и работают, где хотят. Есть и те, кто получил разрешение на временное проживание на территории РФ, в Приангарье это 2,5 тысячи разрешений в год. После получения этого статуса человек вправе прийти и получить разрешение на работу самостоятельно, без работодателя. В этом году 30 таких граждан получили разрешение на работу, в прошлом году было 80 человек. Нами вместе с ГИБДД проверялись и водители, и предприятия. Много выходцев из Армении, Таджикистана, Узбекистана работают водителями маршруток. Другое дело, что многие работают без документов вообще. К примеру, есть у нас одно проблемное место – Мельничный тракт. Там мы выявляли и водителей без водительских удостоверений и даже паспортов, и машины с поддельными номерами. В сентябре выявлено два таких факта- поддельные права, поддельный паспорт. Или ездит с правами своего брата. А бывает, что получают разрешение на работу в качестве слесаря, а работает водителем.

В итоге дискуссии Юлия Гордина заверила собравшихся, что администрация Иркутска намерена разработать новые нормативные документы и законодательные акты в области транспорта, механизм конкурсного отбора, согласовать их и внедрить.

 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (3)

Также вам может быть интересно

Топ-5 читаемых

Самое интересное в регионах