То, что водители маршруток - самые лихие, понятно любому, кто хоть раз ездил по городским дорогам.
29 сентября на улице Маяковского в Иркутске по вине автобуса столкнулись сразу 10 машин. На спуске к мосту у автобуса отказали тормоза, и автомобили по инерции начали врезаться друг в друга. Сейчас проводится проверка, результаты которой покажут, как машина с неисправной тормозной системой могла выйти на линию.
Очень просто, отвечают в управлении государственного автодорожного надзора по Иркутской области. На территории региона зарегистрирован 1381 перевозчик, примерно столько же работают нелегально, следовательно, - они предоставлены сами себе: их никто не проверяет, они выезжают прямо от дома без прохождения медицинского освидетельствования и технического осмотра транспортного средства, купив проштампованные и подписанные на месяц вперёд путевые листы.
С проверкой - после ДТП
У зарегистрированных предприятий тоже не особо связаны руки. В соответствии с законодательством плановые проверки перевозчиков проводятся раз в 3 года - либо с момента образования предприятия, либо с момента предыдущей проверки. Поводом для проведения внеплановой проверки может послужить серьёзное ДТП с участием маршрутки или рапорт инспекторов ГИБДД. Причём с 1 января 2011 года госавтоинспекция вправе нагрянуть с проверкой только с разрешения прокуратуры.
Что касается штрафов за нарушения, то они смешные: за убийство человека на дороге юридическое лицо заплатит до 40 тысяч рублей, а предприниматель - до 3 тысяч рублей.
- Что для предприятия 40 тысяч рублей, если у него каждый день выходит на линию 90 автобусов? - задаётся вопросом руководитель Госавтонадзора Валерий Елизаров. - Это абсолютно неадекватные суммы. Сейчас, например, в суде находится дело о ДТП, в котором пострадало 11 человек. Кроме того, в ходе проверки было выявлено 12 нарушений. Мы настаиваем на приостановлении действия лицензии - на сегодняшний день это самое серьёзное наказание, так как лишение лицензии из кодекса административных правонарушений вычеркнули.
Если суд отклонит предложение госавтоинспекции, предприниматель заплатит только штраф в 3 тысячи рублей, как это было в Нижнеудинском районе. В августе прошлого года там столкнулся автобус «ПАЗ» с фурой. В результате одна женщина погибла (её выбросило из автобуса и им же накрыло) и 13 человек получили травмы. Суд отказал в приостановлении лицензии, хотя вина водителя в ДТП была полностью установлена.
Представители власти, руководители автотранспортных компаний и журналисты не один год ищут ответ на вопрос: Как сделать городской общественный транспорт более безопасным? Поступало даже предложение составить «чёрный список» маршрутчиков или перекрасить в определённые цвета автобусы разных перевозчиков, чтобы пассажиры могли сориентироваться, с каким предприятием они в каждой своей поездке имеют дело.
«Чёрный список» бесполезен
- На самом деле такой «чёрный список» есть, но он не используется должным образом, - поясняет Валерий Елизаров. - Когда разыгрываются лоты, городская администрация запрашивает у нас такую информацию, но не пользуется ею. Различные ассоциации и объединения перевозчиков ощутимой пользы тоже не приносят. Как правило, они занимаются борьбой с контролирующими и надзорными органами, оказывают юридическую помощь перевозчикам в суде, дабы оградить их от наказания, вместо того чтобы наладить саморегулирование среди перевозчиков. К сожалению, коммерческая выгода по-прежнему превалирует над безопасностью пассажиров и качеством оказания услуг, - констатирует Валерий Анатольевич.
Языком цифр:
За 8 месяцев 2010 года в городе Иркутске с участием маршруток произошло 1143 ДТП (за аналогичный период прошлого года - 1205), среди которых 656 - по вине водителя маршрутки. В 58 случаях были пострадавшие, один человек погиб.
С начала года УВД ГИБДД по городу Иркутску было проведено 17 плановых проверок и 41 внеплановая, осмотрено 16 753 автобуса, выявлено 4732 технические неисправности, запрещена эксплуатация 1905 автобусов.