Именно такой ответ был самым распространённым среди участниц регионального конкурса «Краса дошкольного образования», который состоялся в середине октября в Иркутске.
Что может позволить себе педагог, который зарабатывает 6,5 тысячи рублей? Такую сумму каждый месяц получает на руки победительница конкурса, самая красивая и талантливая из молодых педагогов дошкольного образования региона, воспитатель детского сада № 1 г. Усолье-Сибирское Алёна ЕПИШИНА.
Она всего год в профессии, но уже влюблена в неё настолько, что искренне верит: зарплату прибавят. Ведь президент обещал. «Только бы цены не подняли к этому времени», - добавляет моя собеседница. Пока же она не бедствует: помогают родители.
При этом «потолок» для педагога высшей категории - 10 тысяч рублей за одну ставку. Хочешь больше - работай в две смены: с 7 утра до 7 вечера.
Другая не менее актуальная мечта - иметь постоянного помощника в группе, то есть нянечку. Их сегодня не хватает в каждом детском саду. Приходят либо молодые мамы - пристраивают своего ребёнка в сад, работают месяц-два и увольняются, либо любительницы выпить, а то и наркоманки. Таких на порог сада не пускают. Вот и ложатся все обязанности няни на плечи воспитателя: и за детьми нужно углядеть, и посуду помыть, и про образовательный компонент не забыть. Непосвящённым кажется: что может быть проще - присмотреть за ребёнком, накормить, погулять, сказку почитать, по головке погладить. Однако многие не выдерживают. Например, не задерживаются школьные учителя начальных классов, решившие сменить класс на группу. В школе дети уже более самостоятельные, ответственность не такая серьёзная, да и с родителями контактировать реже приходится. В детсаду малышей ни на секунду нельзя оставлять без внимания.
Из парикмахеров в воспитатели
Афоризм | |
---|---|
Воспитание - это наука, научающая наших детей обходиться без нас. Эрнст Легуве, французский писатель |
- Если человек понимает, что быть воспитателем - это не его, и уходит, он поступает правильно, - считает Алёна Епишина. Сама она стала воспитателем не сразу. После школы девушка решила учиться на парикмахера. Поступила в Ангарское профучилище. Но как дело дошло до практики, поняла: парикмахером ей не быть. Теорию студентка знала на зубок, а стричь… боялась. Зато полученные в училище навыки пригодились в детском саду - девочки из группы Алёны Владимировны всегда оригинально заплетены.
Начинала наша героиня с нянечки. Работать где-то надо было. Мама, шеф-повар в детсаду, посоветовала: «Приходи к нам!»
- Помню, гора грязной посуды стоит, а я вожусь с детьми, помогаю им собраться на прогулку. Меня магнитом тянуло к детям. Они самые искренние, настоящие и такие разные! Один мальчик каждый день приносил мне с прогулки букет одуванчиков - и я растаяла, поступила на психолога-воспитателя в академию образования. Буквально сразу меня перевели из нянечек в воспитатели, - рассказывает Алёна. Сейчас у неё ясельная группа - 23 малыша в возрасте от полутора до трёх лет. К каждому из них она имеет свой подход.
Без эмоций в детсаду нельзя
- Главный секрет успеха - любить детей и относиться к ним так, как бы ты хотела, чтобы относились к твоему ребёнку, когда он пойдёт в детский сад, - делится педагог. - Важно быть на равных с малышом, уметь опускаться до его уровня, принимать разные роли. Например, если мы играем в семью, то я исполняю роль мамы, если идём на прогулку, то я бригадир. В детском саду нельзя без эмоций. Здесь всё в игре. Причём играть нужно в то , что нравится детям: кто-то любит конструкторы, кто-то - машины, девочки - куклы. Воспитатель - это удивительная и ёмкая профессия, требуется быть знающим педагогом, хорошим психологом, обязательно - творческой личностью и немножко доктором. Нужно уметь шить, мастерить, играть и петь, чтобы всегда быть интересной для своих детей.
Корреспондент: - А что даёт больший результат - ласка или строгость?
Алёна ЕПИШИНА: - И излишняя строгость, и излишняя ласковость одинаково вредны. Надо найти золотую середину между этими проявлениями. С одной стороны, надо любить детей, но с другой - быть к ним требовательным. И в любой ситуации, даже когда ребёнка ругают, он должен знать, что его любят.
Корреспондент: - Интересно, во что играют современные дети?
А.Е.: - Мои малыши, как и мы в нашем далёком детстве, собирают пластмассовые пирамидки, строят из кубиков, с удовольствием слушают сказки. Дети постарше играют в роботов, пиратов. Они воспроизводят то, что видят в современных мультфильмах, компьютерных играх. Конечно, меняются и герои. Куда уж «Колобку» с его сюжетом! У современных детей много игрушек, они стали доступными и разнообразными.
Телефон детям не игрушка
Корреспондент: - Одобряете ли вы компьютерные игры в дошкольном возрасте?
А.Е.: - Я считаю, что в 3-6 лет компьютерные игры детям ни к чему. Они совершенно не развивают малыша, но портят зрение. Практически все рассчитаны не на логику, а на быстроту реакции. Ребёнку не нужно самостоятельно рисовать, лепить, создавать что-то, ему просто нужно нажать правильную кнопочку - разве это развивает? Лучше занимать своих детей подвижными играми, логическими занятиями.
Мобильный телефон тоже детям не игрушка. Типичная ситуация: ребёнок капризничает, плачет, выпрашивает у мамы телефон. Та не выдерживает и даёт «игрушку», лишь бы малыш отвязался. Это путь наименьшего сопротивления. На самом деле - «переключить» внимание ребёнка очень легко. Его можно занять интересной книжкой, игрой. Но зачастую родителям проще дать телефон и забыть о своём чаде на полчаса-час.
Сейчас темп жизни бешеный, у мам и пап не всегда хватает времени на ребёнка. И это очень страшно. По ребятишкам сразу заметно, занимаются с ними дома или нет. Дети - это зеркало семьи. Малыши одного возраста порой сильно отличаются по развитию: один отлично говорит, знает много стихов, а другой даже не может одеть сандалии. Мамы и папы забывают, что первичное воспитание ребёнок должен получать в семье. Детский сад лишь социальный институт, созданный в помощь родителям.
Сегодня же основная нагрузка по воспитанию ложится на дошкольные образовательные учреждения. Вот мы и стараемся, чтобы ребятишки напелись, натанцевались и наигрались здесь. Если в наше детство мы могли без присмотра взрослых резвиться на улице - строить шалаши, играть в семью, в прятки, то сейчас страшно отпустить малыша во двор. Проще включить ему мультики или посадить за компьютер.