Иркутянка Оксана Романова показывает миру красоту старинного Иркутска уже больше трёх лет. Она создаёт объёмные картины из гипса, главный герой которых - деревянное окошко, украшенное кружевными наличниками. Глядя на её работы, сначала не верится, что автор - не мастерица с художественным образованием, а сотрудник института географии СО РАН. В руках Оксаны гипс, казалось бы - холодный и тяжёлый материал, превращается в сказочные, на вид просто воздушные, картины, от которых веет домашним теплом и уютом. Корреспондент «АиФ в ВС» узнал у необычной художницы, почему иркутские окошки она называет душой города в архитектуре.
«Напоминает отчий дом»
В то время, когда Оксана выпустила в мир первое окно, набирал популярность Виртуальный музей наличников столичного блогера Ивана Хафизова, который собирает у себя на сайте фотографии резных окошек со всей России. Конечно, «засветилась» там и иркутская подборка.
«Когда рассматривала эти фотографии, меня поразило, сколько вокруг нас красоты и почему мы её не замечаем, - говорит Оксана. - Я прогулялась по старым улицам, нашла те дома, снимки которых разместил у себя Иван (у него на сайте они были без указания адресов). А поскольку у меня уже был в руках мой инструмент - гипс, решила вылепить иркутское окошко».
Первые работы собрали множество хороших откликов, что особенно ценно для мастерицы - от тех иркутян, которые живут или когда-то жили в домах, наличники с которых рисует Оксана. Так, один иркутянин попросил сделать окошко с дома в переулке Пугачёва, которого уже нет. «Для меня это как память о детстве. Дома нашего давно уж нет, но я бы очень хотел сохранить хотя бы его «кусочек», - говорил он Оксане.
Иркутский эксклюзив
У мастерицы есть в Иркутске любимые окна. К примеру, с «кукольного» дома на углу улиц Карла Маркса и Декабрьских Событий.
«Этот дом многим нравится, окошки у него очень нарядные, у них такой сувенирный вид. Я их рисую с самоваром», - улыбается Оксана.
В этом прелесть творчества: художница никогда не оставляет окна пустыми, даже если в жизни там ничего нет, всегда старается «поселить» там кота или типичного обитателя всех русских подоконников - герань. Из-за такого декора живым получаются даже окошки с домов, которые давно заколочены. Например, с ветхой избушки на улице Подгорной (напротив музея ретротехники), которая, по словам художницы, доживает свой век.
«Это одно из моих любимых городских окошек, хотя дом стоит закрытый уже много лет. Нарядным у него остаётся только фасад, «задник» абсолютно ветхий. Возможно, снесут скоро - не думаю, что он представляет какую-то ценность для истории. Но для меня представляет: у него невероятно красивые наличники, хоть уже полуразрушенные».
Иногда Оксана вырезает на своих панно окошки из других городов, смеётся, что уже стала экспертом в деревянной архитектуре, говорит, что иркутское - не спутает ни с какими другими.
«Наши окна отличаются тем, что они громадные, торжественные, с вензелями и геральдическими лилиями в стиле сибирского барокко. В них есть этакая театральность, даже помпезность. Несмотря на то что дом деревянный, чувствуется, что он городской, не деревенский».
Чаще всего создать иркутское окошко Оксану просят в подарок тем иркутянам, которые уехали из родного города, но скучают, и душой тянутся домой. Картины иркутянки уже живут во Франции, Германии, Италии, даже в Америке. Хотя в последнее время творчество мастерицы всё больше интересует и самих жителей Иркутска. Оксана замечает, что фотографировать и рисовать красивые окна стало модно.
«Я думаю, когда что-то исчезает, уходит в историю, люди перестают считать это обыденностью и обращают больше внимания. Так и с окнами получилось - во многом благодаря фотографам, художникам мы можем посмотреть на старые деревянные дома другими глазами, увидеть в них не покосившуюся избушку, а произведение искусства».