Наверняка почти все, глядя в небо на проплывающие облака, неосознанно начинают воображать, на что же они похожи. Обычно в такой момент у нас в голове «облачная» форма превращается в рисунок. Это одно из простейших и универсальных развлечений вне возрастных, национальных и культурных рамок. Но не все догадываются, что облака с лёгкостью можно заменить на что угодно - например, на штукатурку.
Свои истории 20-летняя иркутянка Софья Максимова находит везде: в городе тьма зданий, которые давно не реставрировали. Большинство людей облезлые стены совсем не радуют, зато для девушки это безграничный источник материалов для творчества. На самих стенах она, конечно, не рисует: просто фотографирует пятно и уже на снимке прорисовывает то, что увидела в нём. Корреспондент «АиФ-Иркутск» узнал, как обычные пятна ржавчины, краски и сколы на стенах домов превращаются в картины.
Не прижился в Иркутске?
«На самом деле, идея лежит на поверхности, - считает моя собеседница. - По-моему, все хоть раз находили какой-нибудь овощ, похожий на черепашку или человечка. Здесь тот же самый принцип. Честно, я была удивлена, когда начала искать форумы в Интернете, где можно выкладывать свои работы, и ничего не нашла».
После безрезультатных поисков Софья сама пару лет назад создала в популярной социальной сети паблик (доступную для всех пользователей интернет-группу) и назвала его «Истории штукатурки».
«Ты тоже это видишь?» - гласит надпись на главной странице сообщества. Софья предлагает всем желающим делиться с миром своими рисунками. Источником вдохновения необязательно должна быть штукатурка: не имеет значения, на чём вы найдёте образ, - в каплях разлившейся краски, на рваных обоях или ржавчине.
Вначале у девушки было 11 подписчиков, да и те - родственники и друзья, а в содержании - только её рисунки. Сейчас Софья - обладательница самого крупного сообщества нестандартного творческого направления, у неё 30 тысяч подписчиков со всей России, больше всего - из Москвы и Санкт-Петербурга. Интернет-страница превратилась в площадку, где люди вместо холста или альбома создают порой невообразимые и красивые образы на отталкивающих и уродливых пятнах. У «детища» Софьи даже появляются подражатели. Но вот парадокс: паблик у себя на «родине» - в Иркутске - не прижился и сразу вышел на просторы российской «паутины». Девушка точно помнит, сколько иркутян состоят в её группе, - около 220 человек, меньше 1% от всех участников:
«Иркутяне почему-то слабо откликаются. Мне часто пишут люди из центральных российских городов, интересуясь, что тут происходит, а Иркутск, к сожалению, молчит».
И это странно, потому что впервые я встретила Софью в областной библиотеке им. Молчанова-Сибирского, окружённую многочисленными гостями «Библиовечеринки». Туда её пригласили провести мастер-класс, но девушке трудно на словах рассказывать о своём увлечении, поэтому она просто предлагала гостям испытать его на себе, раздавая распечатанные фотографии «штукатурок».
- Я была в шоке от реакции людей: мне казалось, большинство пройдёт мимо, но народ подходил толпами. После мероприятия у меня осталось больше сотни работ, - вспоминает девушка, протягивая мне сохранившиеся примеры «народного» творчества. - Но сдали свою «живопись» далеко не все.
Русалка в монтажной пене
Мысленно Софья уже давно распознаёт картины в пятнах, но «опредмечивать» их стала чуть больше года назад. Вспоминает и смеётся, что первый рисунок - девушку с ракушкой - обнаружила на дверном косяке, с которого отлетела краска. На экране телефона я рассматриваю одну из её работ, изображающую русалку на берегу моря, и пытаюсь разглядеть «первоисточник», в котором моя собеседница нашла этот образ. Она подсказывает:
«Это монтажная пена, застывшая на стене в моём подъезде».
Во время нашей встречи Софья отвела меня на одну из молодёжных городских выставок, где первый раз выставила свою композицию. В качестве основы для рисования она использовала нестандартные арт-объекты - старые железные детали непонятного происхождения, которые уже давно отправились в «хранилище» всяческого хлама.
В итоге пятна ржавчины на них под ультрафиолетовой лампой (рисунки нанесены невидимыми красками) превращаются в портрет девушки, даму в шляпе и мужичка в тулупе.
В планах у иркутской «собирательницы пятен» - создать книгу-фотоальбом о людях, которые присылают ей свои «истории штукатурки». Для этого она собирает информацию об участниках сообщества и уже сделала пару интересных наблюдений: большинство её единомышленников вовсе не художники, рисунки в пятнах выискивают и медики, и грузчики. Также среди них много взрослых людей от 27 до 40 лет и старше. Судя по откликам, которые идея Софьи нашла у тысяч россиян, её увлечение имеет ощутимые шансы стать новым культурным течением.