В маленьком домике на краю прибрежного посёлка живёт Светлана Каницкая - в прошлом промышленный модельер, а в настоящем - самобытный художник. В 60 лет она своими руками построила картинную галерею, куда уже больше десятка лет съезжаются туристы со всего мира. В первые дни марта и корреспондент «АиФ-Иркутск» зашёл в гости к её хозяйке.
Когда видишь Светлану Каницую впервые, сразу понимаешь, что перед тобой - натура творческая: длинная серебристая коса, элегантная юбка в пол, в тёплое время года её образ дополняет широкополая шляпа. Творчество проявляется даже в обычной речи художницы, которая относится к себе настолько иронично, что в беседе называет себя настырной бабушкой, боевой старухой и признаёт, что её характер наломал ей немало дров.
«Лёшка, поехали в деревню?»
Растопить печку, накормить весёлую собаку Дашку, котов Пуговку и Боцмана, открыть собственную галерею, которая пользуется огромным спросом, - уже больше десяти лет утро художницы Каницкой начинается так, хотя ещё 30 лет назад она была городской жительницей.
Светлана Иннокентьевна много лет работала в иркутском Доме моделей, который в 1960 годах основала её мама. Сибирские художники-модельеры тогда одевали в свои костюмы полстраны - от Хабаровска до Урала. Специалисты были настолько подкованные, что предприятие вполне благополучно прожило больше 30 лет.
- Но когда случилась перестройка, всё рухнуло, - вспоминает модельер. - В расцвете творческих сил я встала перед выбором - как жить дальше: либо идти на рынок торговать мороженой рыбой, либо открывать своё ООО.
«Мой младшенький тогда учился в восьмом классе, и я говорю ему «Лёшка, поехали в деревню, будем там выживать! Я стану в школе работать, преподавать черчение и трудиться в огороде».
И семья решилась: квартиру в центре Иркутска Светлана Иннокентьевна обменяла на маленький домик на краю Листвянки, купила козу, чтобы у детей всегда было свежее молоко, и отправилась постигать премудрости деревенского «выживания». Хотя до этого у неё даже дачи никогда не было!»
«И пошла совсем другая жизнь, - делится художница. - Я поняла, что из посёлка никуда уезжать не хочу. Люди меня полюбили. Листвянка стала моей семьёй, а город - совсем чужим. Городская стройка, всё это «лего» - только раздражает, а на земле жить тихо, спокойно и легко. Только в деревне осознаёшь многие коренные вещи, рассыпанные в нашей культуре: пословицы и поговорки - это та русская истина и мудрость, которая крепит наш народ и объединяет людей».
Картины как страницы жизни
Но и в Листвянке творчество не отпускало Светлану Каницкую, которую всегда вдохновляли художники и поэты.
«Сначала я решила написать книгу: к 60 годам у меня сложилось отношение к судьбе, к жизни и её ценностям и мне хотелось этим поделиться, - рассказывает она. - Однажды ночью написала вступление - 10 строк, а когда утром перечитала его, поняла, что добавлять к этому ничего не надо, и писать 130 серий «Санта-Барбары» бессмысленно».
Но внутри у бывшего модельера всегда жила мечта рисовать, поэтому Светлана решила написать рассказ о своей жизни в живописных картинах.
«Рисовать было нечем и не на чем: масло и холсты мне не по карману. Зато была простая ленинградская акварель. И я себе сказала: «Света, ты всю жизнь с тканями проработала, попробуй рисовать на тряпке». Хотя никто и никогда этого не делал, ведь акварель - водная краска и расплывается на ткани. Но я - настырная бабушка, если что-то решила - «выбью» это обязательно».
И опять получилось - Светлане Каницкой удалось укротить капризную краску, для этого она изобрела собственную уникальную технологию. Так стала рождаться работа за работой. Все картины - страницы книги одного формата, квадратные, написанные приглушёнными тонами и наполненные символами - родными швейными машинками «Зингер» и свободолюбивыми лошадками. Но через несколько лет маленькая избушка Каницкой заполнилась подрамниками так, что их «можно было только на потолок приколачивать», тогда настырная Светлана решила открыть галерею и построила её рядом со своим домом собственными руками по своим чертежам.
«Все в посёлке знают, что я эту «канитель» в 60 лет сама построила. Представьте: старуха в шляпе и юбке дом возводит! Иностранцы меня на камеру снимали - смеётся она. - Мне ребята только крышу помогли сколотить. Этой галереей я «выползла» к людям, каждый день подметаю дорожку и думаю: «А иначе зачем я рисовала, если никому этого не показывать?» Слава богу, людям интересно то, что я рисую, и мне вполне достаточно знать, что моё творчество востребовано. Старикам ведь так важно понимать, что они нужны».
Востребовано - не то слово. В галерее Каницкой - две толстые тетради, заполненные отзывами посетителей на разных языках - английском, китайском, корейском, немецком. По откликам видно, что выставка картин-страниц «Прямая речь» пользуется бешеной популярностью. Несмотря на то что галереи нет в популярных путеводителях, путешественники сами её находят кто-то случайно замечает по дороге, некоторым об уникальных работах рассказывают местные жители. Кстати, денег за вход Светлана Иннокентьевна не берёт, считает, это кощунственным.
«Я против рынка, - заявляет художница. - Меня это даже как-то унижает. Когда в галерею заходишь, сразу понятно, что здесь не рынок. Но некоторые люди, конечно, говорят: «Светлана, может, мы вам на краски денег дадим?», поэтому мне посоветовали «Светка, ты ящик для вознаграждения прибей». Я прибила, но он почти всегда пустой. Иногда просят картины продать, но я не соглашаюсь. Все работы - выстраданные страницы из книги, которые складываются в картину моего мировоззрения. А если из книги вырвать главу, то всё повествование разрушится».
Бенефис моды
Как-то раз в галерею забрела француженка, оказавшаяся искусствоведом. «Акварель! На ткани!» - удивилась она и заявила, что техника Каницкой - самое главное потрясение, которое она увозит из России. Однако один из самых ценных отзывов для художницы не этот. В книге есть запись гостей из Перми, которые благодарили Светлану Иннокентьевну за то, что она сохранила частицу истории нашей страны.
Эти слова - о выставке ретроодежды, которую мастерица открыла недавно: половину галереи сейчас занимают платья, рубашки, юбочки, модные в семидесятые сумочки, туфельки и журналы мод с новинками тех времён.
«Это моя одежда, в которой я 30 лет назад сюда приехала, - показывает на свою коллекцию модельер. - Я же до этого и в Москве работала, со Славой Зайцевым дружила, выставлялась на ВДНХ и печаталась в журналах. Себе всё шила сама, эта одежда для меня как родная, и выбросить её было жалко. Думала тогда: «Мальчишки мои женятся, невестам подарки будут», но победила «шанхайка», поэтому всё это у меня так и лежало. Недавно я вспомнила про эти вещи и считаю, что вовремя, ведь сегодня «силикон» полез из всех щелей и женщина своим видом будто продаёт себя. Я этому возмутилась и решила устроить тут свой бенефис моды. Само время заставило меня организовать эту экспозицию, и я рада, что молодёжи она нравится».
Модельер уверена, что наряды, которые носили 30-40 лет назад, воспевали женственность своими линями, пропорциями, отражали в себе предназначение женщины, её величие и скромность.
«Ведь именно женщина создаёт в семье атмосферу гнезда и любви», - заключает Светлана Каницкая, которой удалось «построить» такую атмосферу в собственной галерее. И за этим уютным и тёплым ощущением туда и возвращаются те, кто побывал на краю Листвянки однажды.
Смотрите также:
- Блюз на холсте. Художник Татьяна Ларёва о том, как вернуть миру красоту →
- Правда или вымысел. Как относиться к переписыванию истории? →
- Россия глазами иностранки →