К концу октября 2015 года устаревший двухполосный проезд участка Байкальского тракта превратят в современную широкую магистраль в четыре полосы, построят два путепровода и заменят все коммуникации.
«Наше новое лицо»
Заур Курбайлов |
- Протяжённость участка реконструкции - почти 4 километра, в новую дорожную одежду нужно будет «одеть» с 8 по 12 километр. Но ведь дорога состоит не только из земли и асфальта - на этом отрезке мы должны заново смонтировать все инженерные коммуникации: линии электропередачи, сети связи, наружные сети водоснабжения, канализации, освещения. Кроме того, нужно построить два путепровода (на съездах Листвянка - Иркутск и Листвянка - ИСХИ) и поставить искусственные сооружения - 7 водопропускных труб, а это едва ли не самый сложный этап во всём проекте, - рассказывает Заур Курбайлов, генеральный директор ООО «ЗБСМ МК-162» - предприятия, уже почти 40 лет известного в области как Мехколонна-162. Именно этой организации доверили выполнять абсолютно все работы по реконструкции самого главного и сложного участка Байкальского тракта.
Удивительно, но на такой большой объём работ специалистам дали всего девять месяцев. Несмотря на то, что проектировщики на бумаге выделяли на масштабное строительство дороги почти 2 года, на деле сроки «починки» существенно сократили. Причина: экспертиза проекта прошла слишком поздно. Впрочем, строители настроены решительно:
- За девять месяцев мы должны «перелопатить» весь объём работ и к концу октября сдать готовую трассу под ключ, и раз мы подписались под договором, то нет сомнений в том, что это сделаем, - убеждён Заур Курбайлов. - Такого ещё ни разу не было, чтобы мы взяли какой-то объект и не сдали его в отличном качестве и вовремя. А за такой грандиозный проект, как реконструкция Байкальского тракта, тем более взялись с большим энтузиазмом: мы считаем, что эта дорога - новое лицо и нашего предприятия, и Иркутской области.
Без праздников и выходных
Результат такой напряжённой работы уже виден: стройка идёт с опережением графика примерно на месяц - все инженерные коммуникации смонтированы на 98%, земельное полотно готово на 90%.
- Мы уже завезли на объект все материалы, необходимые для непосредственного строительства, начиная от металлоконструкций для двух путепроводов и вплоть до битума, необходимого для самостоятельного производства асфальта. Кстати, высокопрочный щебень мы тоже производим сами: у нас есть свой карьер в Иркутске, - объясняет генеральный директор.
По его словам, на стройке нет никаких серьёзных проблем, которые могли бы помешать запустить новую дорогу в срок, а все текущие вопросы решаются очень быстро - каждый четверг на уровне правительства области проходит отдельное совещание, посвящённое Байкальскому тракту.
Такое внимание властей не-удивительно, если учитывать, что объект почти стратегический: трасса из Иркутска в Листвянку - одна из самых «густонаселённых» дорог региона: за день по ней проезжают больше 20 тысяч автомобилей (хотя первоначально её рассчитывали всего на 5 тысяч). К тому же после реконструкции участок трассы поменяет категорию - с третьей на первую, а к таким объектам, как говорит глава предприятия, у государства всегда самые высокие требования.
От Урала до Сахалина
За сухой официальной формулировкой «сделать дорогу под ключ» на самом деле стоит титанический объём работы, начиная с нуля - от вырубки деревьев и заканчивая установкой ограждений, шумозащитных экранов и современных автобусных остановок. Сложно поверить, но все эти разноплановые работы может выполнить всего одна организация, не привлекая дополнительных подрядчиков.
Камиль Курбайлов |
Как говорит почётный строитель России, председатель правления ООО «ЗБСМ МК-162» Камиль Курбайлов, предприятие - едва ли не единственное от Урала до Сахалина, способное справиться с таким широким профилем работ: самостоятельно сделать земляное полотно, провести буровзрывные работы, уложить водопропускные трубы, изготовить и постелить асфальт, построить мосты.
Хотя изначально предприятие было задумано для выполнения только земляных работ. Организацию образовали в Железногорске-Илимском 1 апреля 1976 года для строительства Байкало-Амурской магистрали и вторых путей БАМа.
- Первым её начальником был Валентин Яковлевич Хитров, - вспоминает Камиль Магомедович. - Он работал на предприятии до 1990 года, а потом эту должность предложили мне, и я согласился. Больше 30 лет мы базировались в Железногорске, а три года назад перенесли свою базу в Иркутск. Наша организация «родилась» в самом сердце Сибири и всю жизнь провела там же.
Естественно, только великим БАМом список достижений предприятия с огромным опытом не ограничивается - строители давно вышли за пределы родного Приангарья, даже трудились в Смоленской области, возводили дорогу вахтовым методом.
Среди самых крупных объектов - Амурско-Якутская магистраль, подъездной путь к Чинейскому месторождению руд в Читинской области, дорога к Усинскому бассейну марганцевых руд в Кемеровской области и Республике Хакасии, а также реконструкция Коршуновского тоннеля, обустройство Верхнечонского нефтегазоконденсатного месторождения и строительство автодороги от него на Талакан.
- Мы даже реконструировали дорогу на Лунский залив на Сахалине для американцев, - улыбается руководитель предприятия. - Это был, пожалуй, наш самый далёкий от дома участок. Перелёты отнимали очень много времени, но работа ни на день не останавливалась. Строили, кстати, вместе с американцами, но никакого разделения на своих и чужих не было, жили дружно, случалось - даже праздники вместе отмечали. Вот и получается, что знают о нашем предприятии до самого Сахалина, и наша визитная карточка - это дороги, которые мы построили.
Между тем Байкальский тракт - не единственный проект, которым сегодня занимается организация, хотя именно на эту дорогу брошено большее количество сил. Также сейчас предприятие ведёт реконструкцию федеральной трассы М55 на 96-м километре у Култука и строит автомобильную дорогу Братск - Чуна - Тайшет.
Смотрите также:
- Год после юбилея. Что происходит на БАМе сегодня? →
- Что будет с Голоустненским трактом? →
- Дорожные деньги →