Большинство коллег интересовало, как поведут себя машины на тяжёлых российских дорогах, я же старался по максимуму общаться с дилерами, которые эти машины продают и обслуживают. Особенно любопытно было посмотреть, как работается им за Уралом, как поживают продавцы европейских машин в краю, где господствуют праворульные «японцы».
Дилерская сеть Peugeot показалась очень разнообразной. В Красноярске или Омске, к примеру, это центры среднего размера. Очень поразил меня иркутский: небольшой шоу-рум на бойком месте, сервисная станция всего на два подъёмника. Причём оба совсем простые, российского производства, достались в наследство от прежних хозяев этого гаража. Признаюсь честно, такого прежде я не видел ещё ни в одном дилерском центре России. Чаще всего производитель настаивает на том, чтобы центры были оборудованы по последнему слову, самой дорогой техникой, естественно «прошедшей процедуру одобрения». А тут согласились работать с компанией, которая переоборудовала далеко не дилерский автосервис, пристроив к нему выполненный более или менее по стандартам марки относительно небольшой шоу-рум. В результате при минимальных инвестициях компания продаёт около 30 машин в месяц - прекрасный показатель для Сибири. А сервисных мощностей для обслуживания - предостаточно.
А теперь перенесёмся с востока Восточной Сибири на запад Западной. Как только мы въехали в Тюмень, были удивлены истинно сибирским размахом. Первое, что нас встретило на объездной дороге, - огромный дилерский центр «Машинного Двора» на четыре бренда General Motors, сделанный по всем стандартам. Он был построен незадолго до кризиса, но теперь не работает, а «Машинный Двор - Тюмень» признан банкротом. Центр действительно огромен. На мой взгляд, ещё парочку нормальных предприятий, каждое ещё на четыре бренда, в него вполне можно было уместить. Расчёт понятен: Тюмень - богатый регион, хозяева рассчитывали на быструю окупаемость. Но всему же должны быть пределы. Правда, как оказалось, дилерский центр GM - это ещё цветочки, пусть и яркие. Настоящий шок мы испытали, увидев строящийся дилерский центр Toyota. Здесь явно недоставало таблички, что это самый большой дилерский центр Toyota в мире.
Строить такие центры, наверное, по-своему хорошо, «понтово». Но ведь сразу после кризиса с окупаемостью у таких мегастроек беда. Центр Peugeot в Тюмени по меркам этого города оказался средненьким, но по меркам Peugeot в Сибири - королевским дворцом. Каково было наше удивление, когда оказалось, что в месяц этот автосалон продаёт те же 30 машин, столько же, сколько и небольшой иркутский дилер. Это при том, что тюменская компания в эту «тридцатку» включает и продажи сургутского субдилера. С сервисом тоже не всё гладко - хотя в Тюмени Peugeot присутствует уже давно (в Иркутске - лишь год), сервис стоит полупустой. То есть и по прямым, и по косвенным показателям, с точки зрения инвестиций, тюменский дилер работает гораздо хуже иркутского.
Так надо ли авансом ориентироваться на то, что всё будет непременно расти на дрожжах нефтяных денег, сразу строить тысячи метров шоу-румов, десятки сервисных постов? Это как у Высоцкого: «Я на десять тыщ рванул, как на пятьсот, - и спёкся!».