15 июля станет «днем икс» для иркутян, которые каждый день ездят из дома на работу на троллейбусах и трамваях. Впервые за 7 лет повысится стоимость проезда в муниципальном общественном транспорте - причем, сразу с 15 до 25 рублей. С чем связан столь резкий скачок? Подробности – в материале irk.aif.ru.
Себестоимость – 50 рублей
По словам вице-мэра, отсутствие повышения цены на проезд привело к катастрофе: износ муниципального общественного транспорта составляет 70 процентов, и парк техники долгое время не обновлялся. В этом году «Иркутскавтотранс» ждет прибытия 40 новых автобусов, купленных в лизинг. Они придут на замену старым, которым уже давно пора «на покой». А вот с трамваями и троллейбусами ситуация сложнее, ведь они стоят значительно дороже.
«На сегодняшний день один новый трамвай стоит 68 миллионов рублей, - пояснил руководитель МУП «Иркутскгортранс» Сергей Майок. - Мы рассматривали возможность покупки корпусов за 14-18 миллионов, которые можно устанавливать на свои тележки. Но в таком случае мы не можем покупать их в лизинг. Поэтому появляется вопрос с бюджетированием закупки. Если мы не приобретаем новую технику, мы восстанавливаем и совершенствуем старую, обращаем внимание на тонкие места, которые приводят к поломкам, и их устраняем».
Поскольку себестоимость перевозок выше доходов от существующего пассажиропотока, на субсидирование муниципальных предприятий «Иркутскгортранс» и «Иркутскавтотранс» ежегодно из городского бюджета выделяют 600 миллионов рублей.
«Увеличивая стоимость, мы сокращаем бюджетные расходы и позволяем предприятиям тратить дополнительные доходы на первоочередные нужды, - добавил Дмитрий Ружников. – Город же получает возможность неиспользованные средства бюджета перевести на другие, не менее важные статьи расходов».
Затраты растут, пассажиропоток падает
Специалисты из МУП «Иркутскгортранс» провели исследование и выяснили, что пассажиропоток упал в 4 раза с 2016 года. Среди причин как раз проблемы с качеством и удобством общественного транспорта. К тому же в городе много маршруток, которые едут параллельно трамваям и троллейбусам и успевают собирать большую часть пассажиров при незначительной разнице в стоимости поездки.
«Также долю в 30 процентов от транспортной сети в Иркутске занимают межмуниципальные маршруты – например, автобусы до Березового, - уточнил Дмитрий Ружников. - Они формируются областью, и она же получает от них деньги. Мы работаем над тем, чтобы создать единую маршрутную сеть, которая будет дополнять друг друга».
После повышения стоимости поезда в общественном транспорте не исключен и рост цены на поездку у частников. Представители муниципальных транспортных предприятий пока не могут спрогнозировать падение числа пассажиров, но риск все же существует.
«Надеемся на распределение новых автобусов так, чтобы они работали на маршрутах с хорошей регулярностью. Тогда выровняется пассажиропоток и качество перевозок улучшится, - рассказал директор МУП «Иркутскавтотранс» Алексей Колмаков. - С 15 сентября они выйдут на улицы города. Направим их на магистральные маршруты, связывающие разные районы города. Значительную часть будет ходить в Ленинский округ, поскольку на улице Трактовая уже есть выделенная полоса, которая успела показать свою эффективность».