Примерное время чтения: 8 минут
1897

Увидеть Байкал и… вернуться. Почему туристы едут на озеро именно зимой?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 5. «АиФ в Восточной Сибири» 30/01/2019
Особенно прекрасно озеро, когда покрыто прозрачным льдом.
Особенно прекрасно озеро, когда покрыто прозрачным льдом. / Михаил Коростелев / Из личного архива

Лена Козачок – архитектор из Москвы и очень любит свою работу, но ещё больше любит активный отдых и необычные путешествия. Каждую зиму она уезжает на два месяца на Байкал, где водит группы в коньковые туры.

Лена рассказала о коньках, красоте зимнего Байкала, ультрамарафоне длиной в 205 км и голландских пенсионерах, которые мечтали покататься на самом большом в мире катке.

В детстве, признаётся она, её нельзя было назвать спортивной девочкой, от уроков физкультуры всегда было освобождение. В студенческие годы увлеклась горным туризмом. Сейчас руководит спортивными походами разной сложности, занимается йогой и фридайвингом. На озёрные коньки впервые встала во время похода на Байкале зимой 2014 года. По словам Лены, это был прекрасный опыт: красивый лёд, незабываемые пейзажи, отличная солнечная погода. В следующем году она поехала ещё раз и с тех пор почти каждую зиму проводит два месяца на Байкале.

Личный подвиг

Я никогда не участвовала в марафонах, и уж тем более – в ультрамарафонах. Слышала про «Ледовый шторм» и мечтала поучаствовать. Звучало фантастически: 205 км за три дня! Каждый год я копила силы и смелость, чтобы принять участие, но всё откладывала. А в 2018 году всё-таки решилась. Участвовать в мероприятии можно на велосипедах, коньках или лыжах. Я, естественно, выбрала коньки. Причём пройти дистанцию хотела не ради места, это был вызов самой себе. Кстати, организован «Шторм» профессионально и проходит довольно безопасно: во время соревнования участников постоянно сопровождают машины МЧС и суда на воздушной подушке.

На первом этапе нужно было пройти 85 км. Был солнечный день, отличный ровный лёд и хорошая скорость. Хотя дул боковой ветер, на всю дистанцию я затратила около пяти часов. Шла далеко от лидеров, но получила массу положительных впечатлений и радости от поездки: свежий воздух, вокруг прекрасные пейзажи. Как в сказке…

Самым сложным оказался второй этап. Ветер усилился, мы передвигались очень медленно. Через час после старта началась настоящая буря, и ехать на коньках стало абсолютно невозможно. Байкал показал свой характер! Было сложно даже просто стоять на льду: ветер сбивал с ног. Людей на велосипедах уносило вслед за велосипедом. А впереди ещё 75 километров!

Я решила переждать ветер и села на снежный надув. Скоро стало понятно, что просто переждать не удастся, я сняла коньки, надела ледоступы с шипами и пошла пешком. Ко мне подъехали судьи на судне на воздушной подушке и сказали, что меня нужно снимать с дистанции, уговаривали сесть к ним. Я долго сопротивлялась, но потом согласилась, поскольку по регламенту участники должны выполнять требования организаторов, если речь идёт о безопасности. В машине МЧС уже сидело много велосипедистов, которые тоже сошли с дистанции.

Через несколько километров ветер немного стих, и с разрешения судей я продолжила свой путь. Но первая мысль, когда снова вернулась в гонку, была попроситься обратно в машину. Очень сложно работать против ветра. В итоге смогла финишировать самостоятельно, но эти 75 км стали настоящим испытанием на прочность.

Многие мечтают увидеть Байкал, потому что это - первозданная природа и дикая красота.
Многие мечтают увидеть Байкал, потому что это - первозданная природа и дикая красота. Фото: Из личного архива/ Михаил Коростелев

На последний день приходилась самая короткая дистанция, всего 45 км, но она тоже оказалась с приключениями: нас ждал плохой лёд и много снега, ехать было абсолютно невозможно. Если первые 25 км удалось преодолеть на коньках, то дальше пришлось бежать, чтобы уложиться в контрольное время. Бег – это совсем не моё. Примерно за 5 км до финиша меня нагнала машина МЧС. Спасатели поддерживали горячим чаем и добрым советом. Они сказали, что мне уже точно не уложиться в норматив, поэтому лучше быстрее садиться в машину, а то все хотят на финиш и почти готовы меня убить. Время вышло, и последние километры я проехала на машине в весёлой компании сошедших с дистанции участников и сотрудников МЧС. Меня переполняло чувство облегчения от того, что это испытание закончено, и в то же время неудовлетворение от того, что я не прошла дистанцию полностью, потихоньку выползало из подсознания. Я уже строила планы тренировок на следующий год, чтобы исправить ситуацию.

В ультрамарафоне участвовали не только россияне, но и много иностранцев. Например, фигурист из Италии и французский велосипедист, который даже шёл в лидерах, но сошёл с дистанции во второй день из-за ветра.

Голландская мечта

В одном из путешествий я познакомилась с организатором различных экстремальных путешествий. В шутку предложила стать гидом по зимнему Байкалу, а он неожиданно согласился. Так я начала водить группы и открывать людям то, что когда-то увидела сама. Конечно, туры несравнимы с «Ледовым штормом», тут нет задачи преодолевать себя и устанавливать спортивные рекорды. В этом году мы даже создали «комфортный тур»: будем спать в отапливаемых гостевых домах, у нас будет машина сопровождения, которая перевозит вещи. В любой день можно устроить выходной и переехать в следующее место ночёвки на этой машине. Для первого знакомства с зимним Байкалом – в самый раз!

За несколько лет со мной прошли маршрут более 50 участников. Среди туристов были немцы, голландцы. У иностранцев большой интерес к Байкалу и Сибири. Многие ещё в школе учили про самое глубокое в мире озеро, про бескрайние дикие места на востоке России, про самую длинную железную дорогу – Транссиб и хотят увидеть всё это своими глазами.

В прошлом году, например, с нами связалась группа из Голландии: трое мужчин и одна женщина. Мы о них ничего не знали, только то, что они здорово катаются на коньках. Самой большой неожиданностью стал их возраст – за 65, а самому старшему – 78 лет! Это поставило нас в тупик: всё-таки достаточно экстремальный тур с непредсказуемой погодой, а тут пожилые голландцы, привыкшие к европейскому комфорту. Но они были очень решительно настроены. Несмотря на возраст, пенсионеры приехали со знанием дела, хорошей техникой и большим опытом в конькобежном спорте. Как они скользили по льду… Нужно было видеть! Конечно, местами им приходилось сложно, но они справлялись и даже вида не подавали, что им тяжело. Все остались довольны поездкой, а один из них написал небольшой отчёт о своих впечатлениях от зимнего Байкала:

«Побывать здесь и покататься на самом большом катке в мире, было давней мечтой. Лёд на озере невероятный: такое ощущение, будто смотришь в окно. Погода стояла отличная, светило яркое солнце, температура от -20 до -10. Каждый день мы проезжали по 15-25 км. Вместе с гидами пилили дрова, разводили костёр, топили лёд для приготовления еды. По вечерам грелись у костра и душевно общались. От русских узнали много нового о России. Для нас это – бескрайняя страна, и непонятно, куда лучше поехать и с какой стороны подойти. Многие иностранцы мечтают увидеть Байкал, побывать в Сибири, потому что это настоящая глубинка, первозданная природа, дикая красота. Здесь ты чувствуешь себя единственным человеком на всей планете: бесконечное звёздное небо, хруст снега под ногами и фантастический лёд, о котором мы давно мечтали».

Байкал – место, куда хочется возвращаться снова и снова. Я приезжала сюда в разные времена года, но особенно прекрасно озеро именно зимой. Сейчас в больших городах убирают снег, расчищают улицы и заливают дороги, превращая всё в серую кашу. А здесь лёд толщиной больше метра, замёрзшие водопады, ледяные пещеры – настоящая зимняя сказка. Так что одевайтесь потеплее и… увидимся на Байкале!

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ-5 читаемых

Самое интересное в регионах