aif.ru counter
207

Увидеть Байкал и… вернуться. Почему туристы едут на озеро именно зимой?

«В Сибири чувствуешь себя единственным человеком на планете», – признается героиня.

Особенно прекрасно озеро, когда покрыто прозрачным льдом.
Особенно прекрасно озеро, когда покрыто прозрачным льдом. © / Михаил Коростелев / Из личного архива

Лена Козачок – архитектор из Москвы и очень любит свою работу, но ещё больше любит активный отдых и необычные путешествия. Каждую зиму она уезжает на два месяца на Байкал, где водит группы в коньковые туры.

Лена рассказала о коньках, красоте зимнего Байкала, ультрамарафоне длиной в 205 км и голландских пенсионерах, которые мечтали покататься на самом большом в мире катке.

В детстве, признаётся она, её нельзя было назвать спортивной девочкой, от уроков физкультуры всегда было освобождение. В студенческие годы увлеклась горным туризмом. Сейчас руководит спортивными походами разной сложности, занимается йогой и фридайвингом. На озёрные коньки впервые встала во время похода на Байкале зимой 2014 года. По словам Лены, это был прекрасный опыт: красивый лёд, незабываемые пейзажи, отличная солнечная погода. В следующем году она поехала ещё раз и с тех пор почти каждую зиму проводит два месяца на Байкале.

Личный подвиг

Я никогда не участвовала в марафонах, и уж тем более – в ультрамарафонах. Слышала про «Ледовый шторм» и мечтала поучаствовать. Звучало фантастически: 205 км за три дня! Каждый год я копила силы и смелость, чтобы принять участие, но всё откладывала. А в 2018 году всё-таки решилась. Участвовать в мероприятии можно на велосипедах, коньках или лыжах. Я, естественно, выбрала коньки. Причём пройти дистанцию хотела не ради места, это был вызов самой себе. Кстати, организован «Шторм» профессионально и проходит довольно безопасно: во время соревнования участников постоянно сопровождают машины МЧС и суда на воздушной подушке.

На первом этапе нужно было пройти 85 км. Был солнечный день, отличный ровный лёд и хорошая скорость. Хотя дул боковой ветер, на всю дистанцию я затратила около пяти часов. Шла далеко от лидеров, но получила массу положительных впечатлений и радости от поездки: свежий воздух, вокруг прекрасные пейзажи. Как в сказке…

Самым сложным оказался второй этап. Ветер усилился, мы передвигались очень медленно. Через час после старта началась настоящая буря, и ехать на коньках стало абсолютно невозможно. Байкал показал свой характер! Было сложно даже просто стоять на льду: ветер сбивал с ног. Людей на велосипедах уносило вслед за велосипедом. А впереди ещё 75 километров!

Я решила переждать ветер и села на снежный надув. Скоро стало понятно, что просто переждать не удастся, я сняла коньки, надела ледоступы с шипами и пошла пешком. Ко мне подъехали судьи на судне на воздушной подушке и сказали, что меня нужно снимать с дистанции, уговаривали сесть к ним. Я долго сопротивлялась, но потом согласилась, поскольку по регламенту участники должны выполнять требования организаторов, если речь идёт о безопасности. В машине МЧС уже сидело много велосипедистов, которые тоже сошли с дистанции.

Через несколько километров ветер немного стих, и с разрешения судей я продолжила свой путь. Но первая мысль, когда снова вернулась в гонку, была попроситься обратно в машину. Очень сложно работать против ветра. В итоге смогла финишировать самостоятельно, но эти 75 км стали настоящим испытанием на прочность.

Многие мечтают увидеть Байкал, потому что это - первозданная природа и дикая красота.
Многие мечтают увидеть Байкал, потому что это - первозданная природа и дикая красота. Фото: Из личного архива/ Михаил Коростелев

На последний день приходилась самая короткая дистанция, всего 45 км, но она тоже оказалась с приключениями: нас ждал плохой лёд и много снега, ехать было абсолютно невозможно. Если первые 25 км удалось преодолеть на коньках, то дальше пришлось бежать, чтобы уложиться в контрольное время. Бег – это совсем не моё. Примерно за 5 км до финиша меня нагнала машина МЧС. Спасатели поддерживали горячим чаем и добрым советом. Они сказали, что мне уже точно не уложиться в норматив, поэтому лучше быстрее садиться в машину, а то все хотят на финиш и почти готовы меня убить. Время вышло, и последние километры я проехала на машине в весёлой компании сошедших с дистанции участников и сотрудников МЧС. Меня переполняло чувство облегчения от того, что это испытание закончено, и в то же время неудовлетворение от того, что я не прошла дистанцию полностью, потихоньку выползало из подсознания. Я уже строила планы тренировок на следующий год, чтобы исправить ситуацию.

В ультрамарафоне участвовали не только россияне, но и много иностранцев. Например, фигурист из Италии и французский велосипедист, который даже шёл в лидерах, но сошёл с дистанции во второй день из-за ветра.

Голландская мечта

В одном из путешествий я познакомилась с организатором различных экстремальных путешествий. В шутку предложила стать гидом по зимнему Байкалу, а он неожиданно согласился. Так я начала водить группы и открывать людям то, что когда-то увидела сама. Конечно, туры несравнимы с «Ледовым штормом», тут нет задачи преодолевать себя и устанавливать спортивные рекорды. В этом году мы даже создали «комфортный тур»: будем спать в отапливаемых гостевых домах, у нас будет машина сопровождения, которая перевозит вещи. В любой день можно устроить выходной и переехать в следующее место ночёвки на этой машине. Для первого знакомства с зимним Байкалом – в самый раз!

За несколько лет со мной прошли маршрут более 50 участников. Среди туристов были немцы, голландцы. У иностранцев большой интерес к Байкалу и Сибири. Многие ещё в школе учили про самое глубокое в мире озеро, про бескрайние дикие места на востоке России, про самую длинную железную дорогу – Транссиб и хотят увидеть всё это своими глазами.

В прошлом году, например, с нами связалась группа из Голландии: трое мужчин и одна женщина. Мы о них ничего не знали, только то, что они здорово катаются на коньках. Самой большой неожиданностью стал их возраст – за 65, а самому старшему – 78 лет! Это поставило нас в тупик: всё-таки достаточно экстремальный тур с непредсказуемой погодой, а тут пожилые голландцы, привыкшие к европейскому комфорту. Но они были очень решительно настроены. Несмотря на возраст, пенсионеры приехали со знанием дела, хорошей техникой и большим опытом в конькобежном спорте. Как они скользили по льду… Нужно было видеть! Конечно, местами им приходилось сложно, но они справлялись и даже вида не подавали, что им тяжело. Все остались довольны поездкой, а один из них написал небольшой отчёт о своих впечатлениях от зимнего Байкала:

«Побывать здесь и покататься на самом большом катке в мире, было давней мечтой. Лёд на озере невероятный: такое ощущение, будто смотришь в окно. Погода стояла отличная, светило яркое солнце, температура от -20 до -10. Каждый день мы проезжали по 15-25 км. Вместе с гидами пилили дрова, разводили костёр, топили лёд для приготовления еды. По вечерам грелись у костра и душевно общались. От русских узнали много нового о России. Для нас это – бескрайняя страна, и непонятно, куда лучше поехать и с какой стороны подойти. Многие иностранцы мечтают увидеть Байкал, побывать в Сибири, потому что это настоящая глубинка, первозданная природа, дикая красота. Здесь ты чувствуешь себя единственным человеком на всей планете: бесконечное звёздное небо, хруст снега под ногами и фантастический лёд, о котором мы давно мечтали».

Байкал – место, куда хочется возвращаться снова и снова. Я приезжала сюда в разные времена года, но особенно прекрасно озеро именно зимой. Сейчас в больших городах убирают снег, расчищают улицы и заливают дороги, превращая всё в серую кашу. А здесь лёд толщиной больше метра, замёрзшие водопады, ледяные пещеры – настоящая зимняя сказка. Так что одевайтесь потеплее и… увидимся на Байкале!



Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Оставить свой комментарий
Газета Газета

Самое интересное в регионах
Роскачество

Актуальные вопросы

  1. Когда покупать и как хранить мёд?
  2. Ремонтируют ли коммунальные сети в микрорайоне Зелёный в Иркутске?
  3. Когда построят водовод для деревни Олха Шелеховского района?
  4. Как записаться в новую школу в микрорайоне Лесной в Иркутске?
  5. Повысят ли пособие для родителей детей-инвалидов?