753

Любовь Ненько - 60 лет в системе образования Братского района

Коллектив Калтукской средней школы. Фото: администрации Братского района

На ласковом украинском языке «ненько» значит – «мамочка, матушка». Когда 20-летняя Люба Полякова выходила замуж в далекой от родины сибирской деревеньке Большая Када, она и не думала, что буквальный перевод фамилии мужа станет для ее судьбы таким символичным. Материнские чувства она испытывает сейчас к сотням, тысячам людей. Ко всем, кого принимала она когда-то в школу любопытными и стеснительными первоклашками… В августе исполняется 60 лет, как в системе образования Братского района работает Любовь Ильинична НЕНЬКО.

Пресс-служба администрации Братского района

…В августе 1952 года трехпалубный «Карл Маркс» нес их двое суток из Иркутска по Ангаре, которой было не наглядеться (перед этим в Иркутск Люба добиралась с десятками других молодых специалистов – целый поезд учителей!).

По комсомольской путевке можно было приехать только в сплошную романтику, в будущее, прямо в песню! О величайшей стройке – Братске – тогда писали все газеты. …А на берегу места назначения их ждал человек в телогрейке и в кирзовых сапогах. Представившись – «Заведующий Братским отделом народного образования Федоров!» - Анатолий Викторович посадил девчонок в телегу и направил коня в ДК. Это было, как и все остальные, деревянное, но все-таки самое солидное в старом Братске здание. Там собрались десятки «новобранцев», направленных на усиление разных отраслей народного хозяйства. Главное внешнее отличие вновь прибывших и «старожилов» заключалось в наличии накомарников, которые в старом Братске носили все. Летние платья и «капрончик» на девчонках в обстановку не вписывались…

Первые годы в Братском районе. Классный руководитель Л.И. Ненько

в период работы в деревне Большая Када (справа от девочки в центре). Фото: администрации Братского района

 А к обеду за Любой, прибывшей учить сибирских ребятишек русскому языку и литературе, и ее спутницей, юным математиком из Горького Екатериной МАРЧЕНКО, приехал директор Большекадинской семилетки Григорий Борисович БЕЛОМЕСТНЫХ. Широким жестом указал на «полуторку» - «Такси подано!» и понимающе улыбнулся: «Да вы не пугайтесь!»…

Люба была совсем не балованная жизнью. Отец с войны вернулся с обмороженной ногой и работал сторожем в пекарне за копеечную зарплату, мама тоже была на инвалидности. Детей - четверо. Во время учебы в учительском институте в городе Балашов мама отправляла дочке из родного Аркадака (там же, в Саратовской области) корзины с нехитрой провизией да рублей десять в месяц. Вот и все тебе баловство. Но все равно новая жизнь в Сибири поначалу сильно напугала. Любовь Ильинична вспоминает: увидев в окно неуютного дома ту самую полуторку, на которой директор школы привез их за 51 км сюда, в Большую Каду, из старого Братска, она не выдержала и разревелась: «Зачем, машина, ты привезла меня сюда?!». «Глушь, неустроенность, тысячи километров до родного дома. Если б не людская приветливость да такая красота кругом, точно бы домой в первый же месяц убежала!» - смеется Любовь Ильинична.

То ли еще будет!

Деревушка Большая Када располагалась на берегу Оки, которая впадала неподалеку в Ангару. Небольшая речушка, именем тоже Большая Када, делила деревню на две части – две длинные улицы – и впадала в Оку. Вся речная глубина, даже в бездонной Ангаре, просматривалась до каждого камушка, и водилось в этой хрустальной воде несметное количество рыбы. «Помню, возле мельницы хариуса таскали прямо сачками». Земля богатая – место под деревни предки выбирали тщательно. В каждом дворе – хозяйство. Но все равно бедность в Большой Каде, где располагался колхоз «Большевик», была ужасная. После всех налогов, денежных и натуральных, крестьянину детей бы хоть впроголодь прокормить. Но, как вспоминает Любовь Ильинична, насколько были бедны материально – настолько богаты душой.

Новость о приезде городских учительниц быстро облетела деревню. Деревенские несли круглые душистые хлебы, которые пеклись в русской печке прямо на кирпичах, квашеную капусту в разнокалиберной таре, грибы и сибирские ягоды, крынки, миски, свертки – каждый считал первейшим долгом учительниц накормить или еще как-то условия создать. «Помню, Нина ЗАКРЕВСКИХ принесла очень вкусный холодец. Хотя у самой – никакого прихода, одна с четырьмя детьми, досыта поесть - праздник». Хозяин дома, где расположили девчонок, почесал затылок над соломой, которая для матрасов была острой, да и поехал, нашел помягче...

На момент открытия трудовой книжки Любови Ильиничне было всего 19 полных лет, но в деревне статус учителя уже обязывал к уважению. Специального здания для школы в деревне не было, располагалась Большекадинская семилетка в четырех некогда жилых домах. Родители, как правило, едва умевшие читать, за прилежанием ребятишек следили строго. Да и сами школяры ценили возможность учиться аж 7 лет, да еще и в родной деревне. Если кто в школу не явился – причина точно серьезная!

Учителя были почетными гостями на любом празднике – а звали их всегда, и настойчиво. В деревне вообще по отдельности гулять было не принято - праздники, как и горе, были общими.

Удивительные душевные свойства жителей и величественная красота природы быстро и крепко привязали нашу героиню к Сибири. Скоро после начала учебного года учительницам дали отдельную квартиру и нехитрое обзаведенье: стол, стулья, железную печку, дрова. С будущим мужем, Ильей Кирилловичем, Любовь познакомилась еще на родине, студенткой. Спустя год после отъезда Любы ее жених прибыл в Сибирь после летного военного училища. Вообще-то, ехал «на разведку», но уже через 2 недели, в июле 1953-го, молодую семью зарегистрировали в Большекадинском сельсовете.

Недаром хотела военную профессию!

С сыновьями Володей и Сашей.

Фото: администрации Братского района

 Вскоре родился первенец, Володя, и в этом же году Любовь Ильиничну назначили завучем школы в Большой Каде. Через 4 года на свет появился Саша. При этом в декретном отпуске наша героиня не была ни разу. В июне 1954-го родила первого – в сентябре уже вышла на работу, в декабре 1958-го семья обзавелась вторым – а после зимних каникул Любовь Ильинична уже в школе! Помогала свекровь, приехавшая поддержать своих поднимавших Сибирь комсомольцев: сначала одного, а потом другого родившегося в молодой семье парнишку она возила на коляске в школу, а Любовь кормила их в учительской.

Но и с такой нагрузкой энергии хватало! С первого года работы Любовь Ильинична организовала с учителями группу художественной самодеятельности. Вечерами, уложив ребятишек, при керосиновых лампах готовили номера, а потом выступали с концертами в Большой Каде, в каникулы – в Малой Каде, в Черемшанке, в старом Калтуке, в Шаманово, паромом ездили на лесоучастки в Булак и Гелоть. Артистов там очень ждали и, оказией бывая в Большой Каде или просто проезжая деревню, обязательно заходили в школу и просили «включить в гастрольный план». Школа в селе всегда была больше, чем учебное заведение…

Еще со школьных лет Любовь Ильинична в любом коллективе как-то сразу становилась признанным лидером. И о профессии мечтала военной, даже жениха принципиально искала с военным образованием.

Но если руководящий талант есть, он не только в баталиях применим! Тем более – в сочетании со способностями литератора, которые тоже проявлялись рано, с детства: сверстники, собравшись кружком и буквально открыв рот, слушали, как рассказывала им Люба разные увлекательные истории… В семье Поляковых учителей не было, как и особого простора в выборе профессии у Любы. Но, как оказалось, руководство сельской школой и учительство оказались для Любови Ильиничны Ненько истинным призванием.

Пример для работы

Завучем школы Любовь Ильинична проработала 14 лет. На этот период пришлось и затопление ложа водохранилища – деревня Большая Када навсегда скрылась под водами разлившейся Ангары. «Над деревней стоял глухой стон, плач, просто рвущий сердце. У людей не было возможности перенести могилы, и это была настоящая трагедия».

Сейчас лето, но мы застали в школе

Любовь Ильиничну – забот у нее хватает всегда.

Фото: администрации Братского района

 Школу перенесли в новый Калтук. А вскоре, в 1966 году, Любовь Ильинична приняла руководство школы, к тому времени уже одиннадцатилетки, у Григория Борисовича Беломестных. Он был назначен заместителем председателя Братского райисполкома – потом стал и председателем, сделав со временем огромный вклад в историю Братского района. Григорий Борисович был человеком созидающим, сторонником сотрудничества и еще в период директорства не отделял школу от села, участвовал в сельской жизни и как директор школы, и как депутат сельсовета.

Любовь Ильинична вспоминает: «У Григория Борисовича надо было учиться. И школа, и село, и Братский район были его жизнью. Сам местный – шамановский – он возглавил начальную Большекадинскую школу еще до войны. На его примере видно – таланты в народе рождаются сами. Григорий Борисович высшее образование получил уже после войны, но огромный дар педагога и руководителя был несомненным с самого начала его работы. Вернувшись с наградами, продолжил свою работу уже в семилетке. Помню, в Большой Каде его семья – жена и четверо детей – жили во второй половине одного из школьных зданий».

Под руководством Григория Беломестных коллектив Калтукской школы участвовал в соревнованиях всех возможных уровней, не пасуя ни перед какими высотами. И сейчас гордость школы – 2 переходящих Красных знамени, которые находятся здесь на вечном хранении – это свидетельства первенства во всесоюзных социалистических соревнованиях.

И еще. Одним из главных принципов Григория Борисовича было обеспечить сотрудникам школы достойные условия работы. «Именно благодаря ему в нашей школе такие крепкие традиции – например, за последние 25 лет у нас не было текучести кадров».

И другие известные в истории района люди, которых многие знают только по строкам истории – Анатолий Федоров, Алексей Иноземцев, Гавриил Дроздов, еще сотни имен – для Любови Ильиничны были коллегами и живут в памяти, - от каждого она взяла многое в профессиональном плане.

Школа, которую сами растили

Этот подход – особую заботу об учителях – Любовь Ильинична взяла на вооружение с самого начала своего руководства школой, продолжив дело, начатое Григорием Борисовичем. В настоящее время более 80% учителей живут в благоустроенных квартирах.

«Помню, мы очень активно взялись за решение жилищной проблемы педагогов с директором совхоза Ефимом Николаевичем ПРОВАДОЙ. В тот период для педагогов построили 4 двухквартирных дома, выделяли квартиры и в крупнопанельных домах. Еще одной неусыпной заботой было благосостояние школы. Уходя в райисполком, Григорий Борисович мне наказывал: «Думай о водяном отоплении школы!». И думать было о чем. Здание обогревалось 26 печами. Технички всю ночь топили это огромное количество печей – 3 пожилые женщины.

Под руководством Любови Ильиничны коллектив школы вместе с ребятами разобрал эти печи на 2 этажах. Из «вырученного» кирпича сложили целый комплекс – 2 гаража для школьной сельхозтехники и машин, котельную и прачечную. Добавочного стройматериала понадобилась небольшая доля. Школу перевели на водяное отопление. Причем затраты - минимальные.

Вообще, общественно-полезный труд в Калтукской школе всегда был не формальностью, а базовым методом воспитания ребят.

В освободившемся втором здании интерната, где раньше жили ребята из новых поселков, где тогда еще не было школ, оборудовали школьный Центр детского творчества площадью почти 500 квадратных метров. Педагог дополнительного образования вместе со своим супругом работали в здании ночами, приближая время открытия центра. Здесь теперь – 3 кабинета дополнительного образования, мастерские производственного труда для мальчиков 5-9 классов. Вид дополнительных занятий, как говорит Любовь Ильинична, выбирали исходя из принципа: «чтоб для ребят была польза для дальнейшей жизни, для семьи».

Также в здание Центра перевели библиотеку, открыли просторный актовый зал. Таким образом, база школы с первоначально «голым» зданием старого проекта с каждым годом менялась.

Так, не было в первые годы и спортзала. Занятия физкультурой проводили в нынешнем кабинете биологии. Любовь Ильинична вспоминает: «Мы по периметру шагами обмеряли площадь будущего спортзала, завезли брус…». Вскоре в школе появился один из лучших в районе спортивных залов.

Такая же история была со строительством теплого туалета: «Ребята, давайте подумаем, как бы нам эту проблему решить? Туалет на улице, да еще и далеко, ребятишки бегают по морозу…». И кто бы стал сомневаться – теплый туалет в сделанном пристрое в Калтукской школе появился в течение года после этого разговора. Не во всех городских школах такие есть.

К зданию школы сделали пристрой и для просторной столовой и пищеблока. Или вот вода была привозная – в 1995 году удалось буквально за мизерную плату достать трубы и провести воду в школу через построенный 500-метровый водопровод от больничной водонапорной башни.

И все это – своими силами, по собственной инициативе, безо всяких «вышестоящих инстанций».

«Я живу для школы»

За все это время и времени-то не было остановиться и испугаться, какое надо переделать «планов громадье». 20 лет возглавляла комиссию по народному образованию при Братском райисполкоме. С мужем, ныне, к сожалению, уже покойным, сыновей вырастили достойными людьми. Любовь Ильинична уже и бабушка, и прабабушка. «Сколько раз порывалась уходить из школы! Говорят, в голове не укладывается – как это, школа в Калтуке – и с другим директором?!»

…Любовь Ильинична Ненько награждена медалью Ордена «За заслуги перед Отечеством II степени», медалью «За особые заслуги перед Иркутской областью». В 2004 году ее имя внесено в энциклопедию «Лучшие люди России». Но все-таки главной наградой Любовь Ильинична считает благодарность учеников всех возрастов и счастье жить и работать вместе с теми людьми, что свела судьба.

«Птенцы гнезда» Любови Ненько

Совмещать материальное и духовное – крест и головная боль любой администрации школы. Чтобы и школа была уютная, и уровень образования не отставал. Коллектив Калтукской школы под руководством Любови Ненько эту задачу решает успешно. Потому, наверно, и становится школа для ее выпускников вторым домом. На недавнем 50-летнем юбилее школы были более 500 ее выпускников. Студенты приезжают на каникулы, с армии приходят ребята – обязательно в школу забегут. Да и те выпускники, что уже внуками обзавелись, неявку на общую встречу без уважительной причины считают за прогул… «Летят путями звездными, плывут морями грозными любимые твои ученики» - под этими словами из песни на стенде в школе – размещенные с любовью фотографии всех ее выпусков.

В свое время в школе разработали программу подготовки кадров для села. И в бюджетных учреждениях, и на предприятиях в большинстве своем работают выпускники школы, 70% учреждений и организаций села возглавляют также ее выпускники, из 26 нынешних педагогов школы 21 – опять же «птенцы гнезда» Любови Ненько.

Еще одна заповедь, по которой живет школа – учитель должен постоянно учиться. 86% педагогов – с высшим образованием, многие учатся заочно (как и Любовь Ильинична, получавшая второе педагогическое образование без отрыва от работы – ведь ее родной Балашовский учительский институт готовил учителей по сокращенному двухгодичному курсу – время ждать не могло).

Калтукская средняя школа. Фото: администрации Братского района

 

 

Кстати, первым специалистом в сфере образования Иркутской области, получившим звание Героя Социалистического труда, была легендарный педагог Калтукской школы, историк Александра Алексеевна ЧЕРЕМИСИНА.

В конце 80-х годов в Калтуке 2 недели работала английская писательница Эмма СМИТ – ее впечатления вошли в книгу «Дети села». Писательница вспоминала: «Я думала, что нахожусь в вузе, а это обыкновенная сельская школа в глубинке Сибири. Я встретилась с людьми, которые уверены: что бы они ни делали – это продвижение в будущее. Я была удивлена: школа обеспечила село кадрами».

Калтукская школа богата педагогическими династиями, одно перечисление которых займет несколько страниц текста. Например, 106 лет – общий педагогический стаж семьи БУТАКОВЫХ, Эмилии Васильевны, Георгия Ивановича и Андрея Георгиевича. Эмилия Васильевна Бутакова – Заслуженный учитель России, «Отличник СССР», «Отличник просвещения РФ» и Почетный гражданин Братского района, педагог с 45-летним стажем – без ее участия были бы невозможны успехи школы. Эти успехи были бы невозможны и без труда таких людей, как Раиса Васильевна и Дмитрий Иванович НАУМОВЫ, Людмила Ивановна и Михаил Григорьевич ПАВЛОВЫ, братья Григорий Васильевич КОВАЛЬЧУК и Анатолий Васильевич КОВАЛЬЧУК, супруги Виктор Иванович и Лилия Геннадьевна ЗЯБЛОВЫ, Павел Васильевич ЧЕРНЫХ и его дочь Елена Павловна, Нина Геннадьевна БЕЗОТЕЧЕСТВО, Валентина Павловна КОЧНЕВА, Галина Константиновна ПАРИЛОВА, Тамара Геннадьевна КУСКОВА, Тамара Григорьевна ЧАСОВИТИНА, Надежда Борисовна КОНОВАЛОВА, Альбина Петровна ПЕРШИНА, Валентина Наумовна НЕДОРЕЗОВА, Лариса Фёдоровна ГОРЮНОВА и многие другие педагоги.

В Калтукской школе всегда чисто, тепло и очень уютно – 30 лет заведует ее хозяйством Дина Петровна ЧАСОВИТИНА.

Приходят в школу, которая всегда в числе лучших по показателям работы в Братском районе, и молодые специалисты. Например, учебную часть возглавляет учитель высшей категории Елена Константиновна ОРЛОВА, талантливый педагог и организатор.

В общем, традиции старших хранятся бережно. Например, заместителем директора по воспитательной работе сейчас работает Наталья Адамовна БЕЛОМЕСТНЫХ, дочь Екатерины МАРЧЕНКО. Той самой Кати, а теперь Екатерины Федоровны, с которой в 1952 году на трехпалубном «Карле Марксе» приехала Люба Полякова, а сейчас Любовь Ильинична Ненько, в старый Братск...  

Смотрите также:

Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах