aif.ru counter
204

Доступная классика. Провинциальный слушатель любит только мировых звёзд?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 37. «АиФ в Восточной Сибири» 10/09/2014
Артур Назиуллин: «Музыка - одно из самых иррациональных искусств».
Артур Назиуллин: «Музыка - одно из самых иррациональных искусств». © / Фото предоставлено Артуром Назиуллиным / Из личного архива

- Мы живём в очень неспокойное время, и отголоски событий на Украине ощущаются даже здесь, в Сибири - за семь тысяч километров. Как вам кажется, способна ли сила искусства как-то изменить ситуацию, сплотить народы?

- Музыка - одно из самых иррациональных искусств. Она учит человека гармонии, даёт ему возможность пережить очень сложные чувства. При этом она понятна людям всех языков и национальностей, это своеобразный мостик, объединяющий нас. Поэтому я убеждён, что высокое искусство - это лекарство, способное сделать нас чище и искренней, помочь сделать выбор в пользу человечности.

- При этом не утратил ли современный человек умения слушать классику, находить в этом прибежище и радость? Нужна ли для её восприятия специальная подготовка?

Артур Назиуллин на фестивале под руководством Дениса Мацуевасыграет собственное переложение скрипичного произведения Камиля Сен-санса «Интродукция и рондо-каприччиозо» и юмористическую пьесу Адольфа Шрайнера «Всё меньше и меньше». Фото: АиФ / Андрей Фёдоров

- Язык музыки универсален и априори понятен всем. Я убеждён, что каждый способен найти в серьёзном классическом произведении что-то своё, даже не имея музыкального образования. «Спецподготовка» несомненно нужна для более осмысленного и полного восприятия. Но и без неё слушатель сумеет многое услышать и прочувствовать. Особенно наш, российский - тот, что приучен мыслить и сопереживать.

«Нет пророка?»

- Часто ли вы видите молодёжь в концертных залах?

- Знаете, в последнее время часто, и это мне особенно приятно. Сейчас многие артисты филармоний очень стараются привлечь в концертные залы молодёжь, и это приносит свои плоды. Один из моих проектов - трио Light Music под эгидой Московской филармонии (кларнетист Артур Назиуллин, виолончелист Арсений Чубачин и пианист Жерар Аймонче с 2008 года выступают в России, Франции, США, Германии, Азербайджане. - Прим. ред.) рассчитан именно на молодую аудиторию. Мы работаем над имиджем, тщательно выбираем репертуар - от Баха до Майкла Джексона - и видим, что при правильной подаче классическая музыка может быть интересна тем, кому сейчас 18 или, например, 25.

- Артур, как вы считаете, а насколько классика в исполнении российских звёзд сегодня доступна отечественному слушателю? Многие сибиряки говорят об «интеллектуальной дискриминации»: наши лучшие артисты гастролируют за рубежом, а русская публика оказывается обделённой. Вероятно, не будь в Иркутске такого патриота и энтузиаста, как Денис Мацуев, наш город вряд ли собирал бы музыкантов мировой величины.

- Понимаете, гастроли за рубежом - такая же неотъемлемая часть нашей профессии, как выступления перед российскими слушателями. Можно сказать, что именно заграничные концерты большей частью формируют образ музыканта. Как говорится, нет пророка в своём отечестве: российская публика часто склонна недооценивать отечественных звёзд. Видимо, что-то мешает поверить, что наш современник, играющий в областной филармонии, может входить в число сильнейших мировых музыкантов, быть общепризнанным флейтистом, пианистом, скрипачом… А если этот человек будет время от времени выступать на лучших мировых площадках, играть с ведущими исполнителями современности, то и наша публика быстрее осознает его масштаб и станет относиться к нему гораздо трепетнее. И те крупные региональные фестивали музыки, которые начинают проводиться в нашей стране, стали возможны именно потому, что их авторы и организаторы уже заслужили международное признание. Без этого воплощать в жизнь столь крупные проекты было бы куда сложнее.

«Я убеждён, что каждый способен найти в серьёзном классическом произведении что-то своё, даже не имея музыкального образования». « Фото: Из личного архива / Фото предоставлено Артуром Назиуллиным

- Многие из гостей нынешнего фестиваля «Звёзды на Байкале» живут за рубежом. Что удержало вас на родине?

- Пять лет я совмещал обучение в Московской консерватории и в Высшей школе музыки в Берлине. Но, имея контракты за рубежом и достаточно долгое время прожив в Германии, я всё взвесил и понял, что жить всё-таки хочу именно в России.

Музыка требует вложений

- Людям искусства сложно существовать в сегодняшних условиях? В девяностые говорили, что все занимались откровенным выживанием, а как, на ваш взгляд, обстоят дела теперь?

- Безусловно, сейчас всё намного радостней. Появилась возможность не только думать о том, как прокормиться в своей стране, но и посвящать себя искусству. Конечно, решены далеко не все проблемы и вопросов осталось достаточно, но я вижу хорошую динамику. У музыкантов постепенно растут зарплаты, филармонии увеличивают количество концертов - опять-таки к вопросу о доступности классики для российского слушателя. Да и в целом климат в стране изменился. Как я понимаю, в девяностые людиискусства были брошены на произвол и зависели только от себя, а сейчас чувствуется, что государство заинтересовалось проблемами культуры. Очень надеюсь, что это продолжится и дальше.

«Гастроли за рубежом - такая же неотъемлемая часть нашей профессии, как выступления перед российскими слушателями». Фото: Из личного архива / Фото предоставлено Артуром Назиуллиным

- Как вам кажется, простым российским семьям посильно дать своим детям музыкальное образование?

Кстати:
В Иркутске Артур Назиуллин сыграет собственное переложение скрипичного произведения Камиля Сен-санса «Интродукция и рондо-каприччиозо» и юмористическую пьесу Адольфа Шрайнера «Всё меньше и меньше». Оба произведения прозвучат с иркутской сцены впервые.
- Познакомить детей с азами музыкальной культуры - отдать их в «музыкалку» сегодня могут себе позволить очень многие, ведь в основном такое обучение бесплатно. И это полностью правильно. Я считаю, что начальное музыкальное образование по возможности стоило бы иметь каждому человеку. Такие знания могут пригодиться ему в самых разных сферах и благотворно сказаться на культуре нашего общества в целом.

А вот если стоит вопрос о музыке как о профессии и выборе всей жизни, родителям нужно быть готовым к самым разным сложностям. Нужно понимать, что для развития ребёнка им придётся жертвовать собственным комфортом, по утрам ездить на репетиции, покупать весьма дорогие музыкальные инструменты. Да и обучение в лучших музыкальных учреждениях страны и мира, мастер-классы, участие в конкурсах - всё это очень и очень затратно: большое искусство требует больших вложений.

Досье:
Артур НАЗИУЛЛИН родился в 1988 году в Уфе. Окончил Московскую консерваторию, две высших школы музыки в Германии. Эксклюзивный солист Московской государственной академической филармонии. Входит в десятку самых перспективных кларнетистов мира.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах