Ее предок Василий Николаевич жил в Сибири, любил музыку, играл на фортепиано, создал первый в Иркутске ботанический сад, где в 19 веке росли розы и тюльпаны, лавры и орхидеи. Он прокладывал знаменитый чайный путь из Китая. А еще Василий Николаевич заложил основу гравюрной коллекции, которая до сих пор считается крупнейшей в мире. Его сын продолжил дело.
Где-то там в глубине страны в Сибири есть люди, которые начинали как купцы, вдруг проявили интерес к искусству. Книга, гравюра, живопись. Это поразительно. Гордость возникает, - цитирует
Сегодня это собрание хранится в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина. Здесь есть работы всех западноевропейских гравюрных школ. Более 8 тысяч листов и 311 редких книг, начиная с конца 15 века и до начала 20 века.
В 1918 году, узнав о смерти Баснина, английские антиквары отправили к вдове Николая Васильевича своих представителей. Предлагали купить коллекцию. Баснина отказалась от очень больших денег и передала все в музей. И еще одна большая удача - большинство коллекции дошло до наших дней.
Рубенс рисовал, а они каждый штрих обрезали. Называется обрезная гравюра. Они сами были великолепными художниками. Не рисовальщик не мог так награвировать. Это шедевр, - говорит потомок Басниных Михаил Верхоланцев.
Потомок Басниных Михаил Верхоланцев рассказывает иркутянину Виктору Бронштейну о собрании своих предков. Например, об этом редчайшем оттиске на японской бумаге. «Петр и Иоанн у врат храма», сделанный при жизни Рембрандта.
Иркутск был культурной столицей после Москвы и Питербурга. Эту традицию вернуть надо всеми силами, - говорит коллекционер Виктор Бронштейн.
Эксперты считают, что выставка не только знакомит с западно-европейским искусством, она открывает миру выдающихся коллекционеров сибиряков - Василия и Николая, отца и сына, Басниных.
Василий Николаевич Баснин родился в городе Иркутске в потомственной купеческой семье Басниных и был купцом, как говорится, уже в четвертом поколении. Его прадед - холмогорский крестьянин Максим Баснин в конце XVII века обосновался на Лене. Занявшись хлеботорговлей, он быстро преуспел в ней, оставив сыну Тимофею значительный капитал. Тот его приумножил и в конце восемнадцатого столетия переехал в губернский город Иркутск. Сыновья Тимофея - Николай, Дмитрий и Петр - занялись скупкой пушнины в Восточной Сибири и "разменом" ее в пограничной Кяхте на чай и другие китайские товары с последующим сбытом на Нижегородской ярмарке и в Москве. Основанный ими в 1812 году «Торговый дом Басниных» с начальным капиталом в 50 тысяч рублей вскоре занял одно из ведущих мест в русско-китайской торговле.
В двадцать пять Василий Николаевич Баснин уже весьма уважаемая фигура в купеческом Иркутске. В тридцать два он стал единолично управлять семейной фирмой и вел ее дела бессменно на протяжении почти двадцати лет.
Увлекся сбором гербария и «неожиданно» открыл неизвестное науке растение, которое под его именем и вошло в католог российской флоры. Стал проводить метеорологические наблюдения и его заметки стали ценным достоянием науки. Он первым не только в Иркутске, но и во всей Восточной Сибири занялся акклиматизацией плодовых деревьев, и заложенный им фруктовый сад положил начало садоводству в суровом Прибайкалье. Его книжное собрание (почти двенадцать тысяч книг, журналов, нотных сборников) стало крупнейшей частной библиотекой в Сибири, его коллекция гравюр даже в сравнении с известными московскими собраниями считалась солидной и включала около восемнадцати тысяч листов. 1782 пожертвовал средства на строительство Иркутского Краеведческого музея и первой книгохранительницы.
В некрологах после его смерти в Москве в 1876 году, где прожил последние семнадцать лет своей жизниотмечали, что «умственно он развился благодаря необыкновенной охоте к чтению и врожденной замечательной любознательности и энергии».
В научной библиотеке университета книги Баснина составляют редкий фонд: покидая город он все свое книжное собрание подарил местной семинарии. В художественном музее висят его портреты. Его именем была названа одна из центральных улиц города, которая в советское время она была переименована в улицу Свердлова.