Независимый театр «Мамихлапинатапаи» готовит для своих зрителей необычную премьеру – спектакль по пьесе Эжена Ионеско «Король умирает». В этот раз коллектив впервые обратился к жанру театра абсурда. Подробнее о подготовке спектакля читайте в материале irk.aif.ru.
Жанровый эксперимент
Государство в упадке, границы сужаются сами собой, дворец постепенно рушится, отопление в королевстве не работает, а народ не знает и пяти первых букв алфавита. Придворные перестают исполнять свои обязанности и постепенно исчезают. Всё говорит о скором конце. И только слишком уж быстро постаревший Король отказывается в него верить. Чтобы принять неизбежность скорой смерти, у него есть только полтора часа.
«Для нас этот спектакль стал своего рода экспериментом, - говорит режиссёр и исполнитель роли Короля Станислав Меринов. – Ионеско знаменит в первую очередь театром абсурда. Необычный жанр, который может оценить не каждый, однако он позволяет взглянуть на драматургию с необычного ракурса. Это как чердак с большим количеством нагромождённых вещей. Постепенно среди разного хлама ты находишь что-то действительно важное и нужное. Это микс серьёзности и бессмысленности, которые образуют выверенную логическую цепочку».
Однако «Король умирает» заметно выделяется в библиографии драматурга. Хоть она и имеет признаки театра абсурда, сочетает в себе и трагифарс, и гротеск, и буффонаду. Но в первую очередь это всё же символическая пьеса.
«Это философский и глубокомысленный спектакль, который заставляет задуматься о вопросах жизни и смерти, - говорит режиссёр. – Они мучали людей всегда. А в этой пьесе они становятся ещё острее – ведь речь идёт в первую очередь о принятии умирания. Все мы знаем, что смертны, однако постоянно отгоняем от себя эту мысль – даже, когда находимся в финале своей жизни. В глубине души мы по-прежнему не можем с этим смириться – но сделать это всё же необходимо».
Основная работа над спектаклем началась в начале театрального сезона. Продолжается выстраивание мизансцен, создание костюмов и образов для каждого из персонажей. А отсутствие жестких временных и образных рамок в произведении дарит определённую творческую свободу.
«В процессе работы мы решились ещё на один эксперимент, - говорит Станислав Меринов. – Несмотря на то, что в пьесе у Ионеско несколько мужских персонажей, мы приняли решение пойти другим путём. У нас будет только один мужчина – Король, олицетворяющий человека. Остальных персонажей зритель будет видеть, как женщин. Они являют собой различные силы, образы и видения, которые окружают главного героя. Это вызов для наших актрис: воплотить на сцене подобные сущности».
Сложный, но интересный опыт
Екатерина Зайцева, которая в спектакле исполнит роль Доктора, рассказывает, что участие в постановке в жанре театра абсурда стало для неё сложным, но при этом интересным опытом.
«Эта роль достаточно эксцентричная и одновременно с этим важная и глубокая, - признаётся актриса. – Доктор – это неотъемлемая часть Короля, которая отражает его подсознание и здоровье. В процессе репетиций я узнаю о персонаже всё больше нового. Интересно, что именно в ходе совместного творчества появляются новые идеи и задумки. Я испытываю огромное удовольствие, когда мы вместе творим, работаем над постановкой, продумываем костюмы и декорации – это помогает решать самые сложные творческие задачи. В нашем театре каждый может проявить себя в работе над спектаклем, и это особенно ценно».
В пьесе у Короля не одна, а целых две королевы – Маргарита, отвечающая за голос разума и рациональность, и Мария – олицетворяющая чувства и эмоциональность. Роль второй венценосной особы исполнит Анастасия Оленикова. Персонаж очень близок актрисе, и она пробует раскрыть его с разных сторон.
«Этот спектакль аллегорический, и его можно понять множеством разных способов, - рассказывает Анастасия. – Пьеса повествует о каждом из нас. И в своей роли я нахожу что-то общечеловеческое. Мария отражает эмоциональное начало в человеке. Некоторые отделяют его от рационального, но, я думаю, что это не совсем правильно – эти стороны личности вполне могут помогать друг другу. Мы часто забываем, что человек – существо не только думающее, но и чувствующее. Считаю, что каждый должен по мере возможности выделять время для того, чтобы понять, что он чувствует, и попробовать разобраться в себе».
Премьера спектакля «Король умирает» запланирована на конец февраля – начало марта.