Примерное время чтения: 7 минут
574

Гимн взрослой жизни. Театр Пилигримов покажет в Петербурге «Кукольный дом»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 46. «АиФ в Восточной Сибири» 13/11/2019
Главная героиня Нора - мягкая, нежная и очень робкая. Этакая куколка.
Главная героиня Нора - мягкая, нежная и очень робкая. Этакая куколка. / Дарья Галеева / АиФ

«Театр Пилигримов» не был на гастролях за пределами Иркутской области уже больше десяти лет. Так что поездку, которая в ноябре предстоит иркутским артистам, можно назвать практически исторической. Они направляются в Петербург.

Иркутян пригласили в северную столицу России на Международный культурный форум, где 16 ноября они дадут премьеру арт-рок-мюзикла «NoRA» по пьесе норвежца Генрика Ибсена «Кукольный дом». Иркутский зритель увидит новинку уже после гастролей: 29 и 30 ноября на сцене Дома актёра.

Спектакль назвали по имени главной героини пьесы Норы - женщины, играющей в куклы. Она взрослая, идёт в ногу со временем, наполнила людьми свой дом, где живёт весело и беззаботно. Вот только дом этот - кукольный. Да и сама Нора - «куколка», которая сначала была под пристальным вниманием отца, а в 18 лет перешла под опеку мужа.

Проблема «Торвальдов Хельмеров»

Современники Ибсена называли драму манифестом феминизма. Как говорят создатели спектакля, их постановка рассказывает скорее о правах личности в целом, хотя, конечно, взгляд на них направлен со стороны женщины.

«Движение феминизма было невероятно актуальным тогда, в конце XIX века. Сейчас женщина эмансипирована, но остаётся и даже выступает на первый план проблема таких мужчин, как муж Норы - адвокат Торвальд Хельмер, который настроен по отношению к женщине собственнически. Я думаю, такие настроения были всегда. Конечно, в какой-то степени пьеса затрагивает и очень актуальную сейчас проблему жестокости в семье. Молчаливой жестокости. На сцене мы говорим о том, что женщина может прервать это, сказать своё слово и не терпеть», - говорит художественный руководитель театра Константин Артамонов.

«Я играю историю женщины, которой в XIX веке юридически не существовало: она находилась в полном подчинении у супруга, - рассказывает актриса, исполняющая роль Норы, Александра Мазунова. - В начале мюзикла моя героиня мягкая, нежная, очень робкая, но с течением спектакля к ней приходит осознание, что она никакая не кукла и имеет полное право развиваться, мыслить, выражать свои эмоции и чувства. Для меня это первая подобная роль, раньше совмещать так тесно драму и вокал мне не приходилось. Это очень кропотливая работа».

В начале одной из сцен мюзикла героиня Александры привязывает себя за пояс красивой серебряной ниточкой. Это - метафора отношения Хельмера к своей жене, как к птичке, которую заключили в «серебряную клетку».

«Это закон дома Хельмера: все женщины - на привязи, неважно его ли это жена, няня ли, гостья в лице Кристины. Такое правило: зашла в дом - «привяжись», будь под контролем. И Нора в общем-то с этим согласна, да все, кто входит в дом, согласны. Ибсен показывает: можно быть и дорогой, красивой, золотой игрушкой. В самой пьесе есть слова Хельмера, когда он говорит Норе: мол, теперь я должен ещё больше беречь тебя, мою хрупкую девочку. В этом и проявляется его отношение. Но серебряная верёвочка в течение спектакля рвётся, развязывается. Ситуация разрешается, но, правда, на современный лад. Всё-таки пьеса написана ровно 140 лет назад, и абсолютно такое же прочтение, как у Ибсена, было бы сейчас несколько наивным», - говорит худрук театра.

Ещё одна глобальная тема, которую поднимают в спектакле, - взрослые, которые ведут себя как дети, да и чувствуют себя детьми.

«Инфантилизм - большая зараза современного общества: качество жизни растёт, люди становятся всё более тепличными, очень часто скрываются за фигурой супруга. Мужчина ищет в жене мать, девочка ищет в муже отца… Хотя вообще-то институт брака был создан совершенно не для этого. Об этом мы тоже хотим побеседовать со зрителем», - говорит Константин Артамонов, называя драму гимном взрослой жизни.

Главное - музыка

По словам режиссёра спектакля Анны Агапитовой, к пьесе авторы спектакля старались подходить с максимальным уважением, а главное, что они привнесли в первоисточник, - музыка, которую написал Константин Артамонов. Действие на сцене сопровождается мелодиями скрипки, виолончели, гитары, фортепиано и перкуссии, вокалом артистов. Либретто худрук театра и режиссёр спектакля создавали сами.

«Мы договорились с либреттистом, но он попал в больницу и не смог с нами работать. В итоге мы написали стихи сами. Сколько времени это у нас заняло? Всю жизнь, я бы сказала. Мы готовились к этому всю жизнь, но написали за полтора месяца», - говорит Анна Агапитова.

Ещё одно новшество, которое «пилигримы» добавили в пьесу, - героиня: синяя сойка в клетке.

«Нам показалось, что в доме Хельмера обязательно должно быть какое-то необычное животное. Почему бы не синяя поющая птичка? В ней очень много смыслов, метафор. Ибсен такой драматург… он бездонный. Сколько ни копай - дна там всё равно нет. Сколько ни работай над его пьесами - не ищи ответы, возникают новые вопросы. Птичка очень помогает нам на них отвечать», - считает режиссёр.

Конечно, «Театр Пилигримов» не мог не взять на гастроли рок-оперу «Страсти по Марии», премьеру которой зрители увидели в сентябре. Этот спектакль - первый после смерти основателя и художественного руководителя театра Владимира Соколова.

Постановку посвятили памяти мастера. И это очень символично: впервые спектакль на его музыку и стихи поэта Анатолия Кобенкова Иркутск увидел 19 лет назад. Тогда рок-оперу («Аве Мария») приурочили к открытию кафедрального католического собора в столице Приангарья. С тех пор Владимир Соколов не раз возвращался к своему творению, постановка претерпела множество редакций. И «Страсти по Марии» - последняя из версий, её также поставили Константин Артамонов и Анна Агапитова.

«В этом спектакле на страдания Христовы мы смотрим глазами его матери, потому что отдать единственного сына на смерть очень тяжело, даже если Богородица знала Божий замысел. Сюжет усиливает многослойная музыка Владимира Соколова. Её можно открывать раз за разом, находя всё новые оттенки», - рассказал худрук театра.

Свои новые постановки иркутяне покажут петербуржцам и гостям в камерном театре «Цехъ», а после форума продолжат гастроли в Ленинградской области: в Гатчине и Кировске.

Комментарий

Директор «Театра Пилигримов» Людмила Ваховская:

«Наш театр, несмотря на то что ему почти 30 лет, - молодой и по духу, и по сути: наш коллектив за последнее время почти полностью обновился. Так что на форум в Санкт-Петербург мы едем прежде всего поучиться, получить оценку своего творчества от простых зрителей и профессионалов.

Для нас это ещё и очень символичная поездка, ведь Владимир Соколов учился и до 25 лет прожил в Санкт-Петербурге. Наш новый художественный руководитель Константин Артамонов тоже получает образование в северной столице. Также запланирована встреча в Иркутском землячестве «Ангара». Мы хотим показать те нити, которые связывают два наших города».

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ-5 читаемых

Самое интересное в регионах