Примерное время чтения: 3 минуты
473

По ниточке, по лоскутку. Как собираются платья в лоскутной технике?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 24. АиФ в Восточной Сибири 15/06/2022
Первое, что явно бросается в глаза - большая часть платьев и аксессуаров в экспозиции сделаны в народном стиле.
Первое, что явно бросается в глаза - большая часть платьев и аксессуаров в экспозиции сделаны в народном стиле. / Анна Садовникова / АиФ

Яркие, цветные, будто мозаика или витраж, собранные из самых разных кусочков. Всё это о платьях модельера Татьяны Смирновой. В Музейной студии Иркутского областного краеведческого музея открылась новая выставка «Все дороги ведут к истокам». На ней представлены костюмы, созданные в технике лоскутного шитья.

Русская Шанель

Первое, что явно бросается в глаза - большая часть платьев и аксессуаров в экспозиции сделаны в народном стиле, однако для русского народного костюма лоскутная техника не свойственна.

«Лоскутное шитьё широко вошло в моду лишь в послевоенное время, когда ткани было сложно достать. Тогда модницы буквально собирали платья из обрезков и остатков ткани, порой, делая одно изделия сразу из нескольких старых, - рассказывает президент евразийской ассоциации этнодизайнеров Роза Халтуева. - Татьяна Смирнова начинала также - в 14 лет сшила первую свою блузку, соединив два маминых платья, впоследствии она в такой же технике делала вещи для подруг и родных. В итоге стала первым советским художником-дизайнером, который применил эту технику в авторском костюме. Чтобы создать связь времён, Татьяна Игоревна стала стилизовать свои костюмы в народном стиле. Причём можно увидеть не только исконно русский костюм, иногда это зарубежные мотивы - французские, испанские и даже африканские. Надо сказать, ввести лоскутное шитьё в моду автору удалось на славу - за рубежом её давно прозвали «Русская Коко Шанель»».

Микс натуральных тканей

Большая часть коллекции состоит ярких цветных полотен, напоминающих мозаику или яркий витраж. Преобладают оттенки красного, жёлтого, голубого и зелёного. Есть и более тёмные приглушённые работы. Их автор называет «Павлинами», потому что они сшиты в авторской технике - тёмные оттенки сияющего жаккарда соединяются с другими тканями таким образом, что создают переливы, напоминающие павлиний хвост.

«Если присмотреться, то почти во всех костюмах будет видна закономерность - поперечные полоски. Это тоже авторский приём Татьяны Игоревны - она сшивает мелкие полоски самых разных тканей, что создаёт уникальный узор», - подчёркивает Роза Халтуева.

Что интересно, автор использует в своих костюмах только натуральные ткани и материалы - хлопок, лён, бархат, жаккард, шифон, кожу и мех. Все они буквально замешиваются в одном костюме, создавая неповторимый образ. В коллекции не встретите ни одного платья, где бы был использован лишь один вид ткани. Это всегда игра фактур - хлопок соседствует с бархатом, грубоватый лён с шёлком, а парящий шифон с мехом.

Также нет костюмов, которые бы не дополнялись шляпкой и аксессуарами. Это всегда полный наряд, построенный по законам женского народного костюма. В нём обязательны, помимо платья, головной убор, украшения и сумочки. Они также собираются вручную из кусочков разной ткани.

Увидеть своими глазами всю красоту экспозиции можно будет до 22 августа этого года в Музейной студии.

Кстати
Татьяна Смирнова известный в стране и за рубежом художник-модельер. Родилась в 1931 году. Её работы находятся в коллекции Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства в Москве, а также в частных коллекциях в России, Франции, Дании, США, Марокко.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ-5 читаемых

Самое интересное в регионах