Примерное время чтения: 6 минут
185

Дорога с историей. Где в Иркутске познакомиться с вехами развития ВСЖД

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 22. АиФ в Восточной Сибири 29/05/2024
В одном из залов есть макет вагонного купе, где можно увидеть комсомольца, отправившегося на БАМ.
В одном из залов есть макет вагонного купе, где можно увидеть комсомольца, отправившегося на БАМ. / Анна Попова / АиФ

Узнать об истории строительства Транссиба и КБЖД, примерить каску строителя БАМа и посидеть в кресле начальника железной дороги. Всё это можно сделать в необычном музее – подразделении по сохранению исторического наследия РЖД.

Часть туристического маршрута

– Музей был открыт в 1998 году в честь 100-летия прибытия первого поезда в Иркутск, – говорит методист подразделения по сохранению исторического наследия РЖД Юлия Данилейко. – Сначала он находился в здании Управления на ул. Карла Маркса, затем переехал на Детскую железную дорогу. В 2012 году его разместили в новом здании в 130-м квартале.

В музее часто проводят экскурсии – в основном для школьников и студентов. Также его посещают гости из других регионов, которые нередко включают его посещение в свой туристический маршрут. К тому же посещение экспозиций бесплатно для всех.

В музее четыре тематических зала. Первый посвящён истории строительства Транссибирской магистрали. Интересно, что в первые годы её работы Иркутск находился в подчинении одновременно Среднесибирской и Забайкальской железных дорог.

– Особую ценность имеет копия карты 1901 года, которую нашли в архивах, – рассказывает Юлия Данилейко. – На ней можно разглядеть весь маршрут Транссиба. Также ценны пряжки ремней и форменные знаки различия сотрудников Забайкальской железной дороги начала XX века.

 Интересен воссозданный интерьер купе служебного вагона тех лет со шкафом-умывальником и специальным самоваром – прототипом современного «титана».

Интересен воссозданный интерьер купе служебного вагона начала XX века.
Интересен воссозданный интерьер купе служебного вагона начала XX века. Фото: АиФ/ Анна Попова

– В экспозиции большая коллекция железнодорожных фонарей, – добавляет методист. – Они работали на керосине, и с их помощью можно было передавать сигналы на большие расстояния. Они оснащены специальным диском, позволявшим зажигать зелёный, красный или жёлтый сигнал.

Второй зал посвящён строительству Кругобайкальской железной дороги. Здесь можно увидеть макеты штольни, инженерных сооружений и мостов того времени. Особого внимания заслуживает диорама в виде бухты Берёзовой с металлическим однопролётным мостом протяжённостью 442 метра.

Особого внимания заслуживает диорама в виде бухты Берёзовой с металлическим однопролётным мостом протяжённостью 442 метра.
Особого внимания заслуживает диорама в виде бухты Берёзовой с металлическим однопролётным мостом протяжённостью 442 метра. Фото: АиФ/ Анна Попова

– Перед его установкой важно было знать, что Байкал будет спокоен. В противном случае, если бы незакреплённое сооружение утонуло, достать его было бы невозможно, – отметила Юлия Данилейко. – В наши дни мост перенесли на реку Выдренную – в качестве памятника инженерного искусства.

Представлены в экспозиции и макеты паромов-ледоколов «Байкал» и «Ангара». Они использовались для переправления на другой берег поездов. В первый загружались вагоны, а во второй – пассажиры с грузами.

От БАМа до наших дней

Третий зал рассказывает об истории строительства Байкало-Амурской магистрали. Кстати, к юбилею начала большой стройки его обновили.

– Есть макет вагонного купе, где можно увидеть комсомольца, отправившегося на БАМ, а за окном тем временем меняются сибирские пейзажи. Этот экспонат очень любят дети: они и из ложечки строителя кормят, и сядут напротив него, и на гитаре с ним сыграют, – делится Юлия Данилейко.

Также в зале представлены недавно рассекреченные архивные документы о строительстве магистрали, коллекция тематических значков и денежных знаков того времени, инструменты путейцев и БАМовские каски, которые можно примерить.

– Сейчас к теме БАМа приковано особое внимание, – делится специалист, – Проходит много мероприятий, в том числе и в школах. Ветераны рассказывают, как они решились отправиться на большую стройку, – причём, ехали чаще за романтикой, нежели за деньгами. В итоге создавали здесь семьи и оставались.

Четвёртый зал целиком посвящён истории ВСЖД.
Четвёртый зал целиком посвящён истории ВСЖД. Фото: АиФ/ Анна Попова

Завершается экскурсия в зале, целиком посвящённом Восточно-Сибирской железной дороге, образованной в 1934 году. Здесь представлен примерный интерьер кабинета начальника ВСЖД. Дети любят эту зону, садятся за стол, примеряют форменную фуражку и пробуют позвонить по служебному телефону.

Среди экспонатов в этом зале есть вагонная радиостанция, переговорные устройства, вагонный пылесос и другие любопытные экспонаты. Отдельный стенд посвящён вкладу железнодорожников в победу в Великой Отечественной войне.

– Пополнять коллекции помогают коллеги-железнодорожники, – говорит Юлия Данилейко. – Например, региональный центр связи передал телефонные и переговорные устройства. Также коллекции помогают пополнять ветераны ВСЖД и их дети. Приносят удостоверения, знаки различия и бытовые предметы. Железная дорога – это большая часть жизни многих людей. И нередко посетители узнают на фотографиях своих отцов и матерей, бабушек и дедушек.

Реклама

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ-5 читаемых

Самое интересное в регионах